Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как «Газпром» обеспечивает газом Калининград

Как «Газпром» обеспечивает газом Калининград

На фоне обострившейся ситуации на международной арене и ряда экономических санкций в адрес России газ в Калининградскую область начали поставлять альтернативным путем — по воде. Рассказываем, как голубое топливо будет поступать в регион, если транзит через Прибалтику прекратится по инициативе одной из сторон.

В Калининградскую область газ поступает транзитом через Литву и Белоруссию по газопроводу «Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград». Однако в России предусмотрели альтернативный способ поставки топлива.

 

ФОТО: ПРОЕКТ ПОСТАВОК СПГ В КАЛИНИНГРАД/ ГАЗПРОМ

 

Для повышения уровня энергетической и экономической безопасности четыре года назад «Газпром» нашел альтернативу транзитному газопроводу, который ранее являлся единственным путем поставок газа в российский полуанклав, зажатый между Литвой и Польшей. Об этом сообщается на сайте «Газпрома». Так, в акватории и на побережье Балтийского моря к 2019 году построили терминал по приему газа, ключевым элементом которого является стационарный причал с волноломом, расположенным в пяти километрах от берега, что дает возможность швартовки судов с сжиженным газом (СПГ). В России лишь одно судно способно поставлять СПГ — «Маршал Василевский», однако до недавнего времени оно было не востребовано, так как транзитные поставки шли без перебоев, и судно сдавалось в чартер.

 

ФОТО: ПРОЕКТ ПОСТАВОК СПГ В КАЛИНИНГРАД/ ГАЗПРОМ

 

Но на фоне обострившейся ситуации в отношениях с НАТО, члены которого вводят все новые экономические санкции в адрес России, нагнетают обстановку вокруг Украины и усиливают присутствие в Восточной Европе, «Маршал Василевский» решили вернуть к родным берегам. Так, судно пришвартовалось в Калининградской области 26 января текущего года. До этого «Маршал Василевский» несколько месяцев перевозил сжиженный природный газ по всему миру. Судно прибыло в Калининград из Бельгии с 138 миллионами кубометров газа, купленного у компании «НОВАТЭК». Вероятно, «Газпром» решил проверить резервную систему снабжения Калининградской области голубым топливом.

На «Маршале Василевском» Россия не ограничилась, и в среду, 9 февраля, в Калининградскую область должно прибыть второе судно с СПГ— танкер Energy Integrity, который доставит груз «Газпрома» из Камеруна. На судне находится до 168 млн кубометров газа. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, Россия готова к остановке поставок газа через Литву. Эксперт отметил, что транзитных поставок едва ли хватает на обеспечение региона газом. В сутки Калининградская область потребляет около 9,6 млн кубометров газа, а поток голубого топлива через Литву, по данным Entsog, составляет 9 млн кубометров в сутки.

Как заявил Симонов, одна партия СПГ обеспечит потребности Калининградской области на 11 суток, а две партии с учетом заполненных хранилищ — на 38–40 дней.

Стоит отметить, что уже в 2019 году Калининградская область перестала зависеть от транзита через Литву. В конце 2018 года к берегам региона прибыло судно-платформа «Маршал Василевский», который способен поставлять до 3,7 миллиардов кубометров, что, по данным «Газпрома», удовлетворяет текущие и перспективные потребности региона. А терминал по приему газа на территории региона ввели в эксплуатацию уже 8 января 2019 года.

«Маршал Василевский» вмещает до 174 тысяч кубометров сжиженного газа, а регазификация может производиться непосредственно на судне после швартовки. Затем переведенное в газообразное состояние голубое топливо направляется в 13-километровый газопровод-подключение и закачивается в Калининградское подземное хранилище.

Автор: Дарья Харитонова

Источник: Московский Комсомолец Калининград, 09.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики