Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чубайс предложил не отдавать ЕС деньги за российский парниковый газ

Чубайс предложил не отдавать ЕС деньги за российский парниковый газ

«Углеродный налог страна должна оставить в своем бюджете»

Углеродный налог, которым в ближайшее время Евросоюз собирается обложить внешних поставщиков товаров, включая Россию, должен оставаться внутри нашей страны. По словам спецпредставителя президента по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолия Чубайса, это единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от разработанного в ЕС нового фискального требования, способного существенно ограничить конкурентное преимущество, которым до последнего момента пользовались развивающиеся государства за счет наличия дешевых углеводородов.

Чубайс уверен, что углеродный налог, введением которого уже давно Брюссель пугает экспортеров, обязательно приведет к серьезному росту объема платежей российских поставщиков в бюджет Евросоюза. По его оценке, при отечественном уровне выброса парниковых газов и наиболее демократичной цене топлива в $10 за тонну, общие сборы за право российского бизнеса на вредные эмиссии могут дойти до 1,5 трлн рублей. «Это реальность, с которой придется считаться», — полагает Анатолий Чубайс. Поэтому окажется гораздо разумней, если эти средства будет получать национальная казна, а не европейские фискальные ведомства.

Как объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, смысл углеродного налога заключается в следующем. Европейское сообщество уже который год утверждает, что входящие в состав ЕС компании более интенсивно борются с последствиями сжигания топлива на основе углерода — газа, нефти, угля и других ископаемых, нежели внешние экспортеры. Соответственно, инвестиции первых в снижение парниковых газов значительно выше вложений вторых, что является несправедливым, поскольку выбросы «не членов» ЕС зачастую превышают аналогичные эмиссии европейцев.

В результате было разработано пограничное регулирование, так называемый углеродный налог, который должен заработать в 2023-2024 годы. В теории, подобные сборы должны заставить недобросовестных экспортеров снижать выбросы на территории национальных производств. Тем, кто продолжает манкировать экологическими приоритетами, при поставках своей продукции в ЕС придется платить по новой фискальной системе.

В настоящее время налог касается достаточно узкой группы экспортных товаров — химии, металлургии, строительных материалов, электроэнергии, поэтому пока сумма предполагаемых сборов относительно небольшая. Между тем с каждым годом перечень подлежащих фискальным взиманием товаров будет расширяться и размер налога будет повышаться. «Постепенно все будет переворачиваться с ног на голову. Принцип Европы направлен на лишение развивающихся стран конкурентного преимущества, которым раньше считалось присутствие дешевых углеводородов. В то же время, по Глобальному климатическому соглашению, страны, в том числе Россия, вправе ввести внутренний углеродный налог, который позволит отечественному производителю при осуществлении поставок в ЕС отчитаться об уже погашенной фискальной нагрузке. В этом случае, деньги будут оставаться в России и могут быть направлены на внутренние экологические проекты», — полагает Юшков.

План реализации Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года у нашей страны уже существует. Его проект предполагает широкий спектр мер по снижению вредных выбросов. В том числе, есть идея выпуска «зеленых» сертификатов: их будут получать компании, реализующие лесные климатические проекты с правом последующей продажи компаниям, которые собираются уделять экологическим вопросам все большее внимание, но пока не могут себе этого позволить. Правда, вряд ли такие свидетельства послужат для европейцев доказательствам, что производитель имеет право на налоговое послабление при экспорте своих товаров в Евросоюз.

«Реализация предложения Чубайса приведет, главным образом, к повышению фискальных сборов с отечественного бизнеса, которому, по сути, будет все равно кому платить: российскому бюджету или европейцам. Для сокращения выбросов нужно модернизировать производство и обновлять основные фонды, в частности, для сокращения аварий, которые за последние два года приобрели массовый и даже угрожающий характер, — считает сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский. — Если идея дойдет до реального воплощения, то в России будет создано несколько дополнительных чиновничьих институтов по устойчивому развитию и углеродной нейтральности, а новые налоги пойдут на их содержание».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 14.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики