Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Окно в Европу

Окно в Европу


Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу представил в среду новый план реформы энергетического рынка Европы - он предложил отделить производство энергии, нефти и газа от их транспортировки и сбыта. На практике это означает принудительное разделение крупнейших энергетических компаний Европы. При этом ЕС хочет ввести правило, согласно которому иностранные компании, желающие работать непосредственно в странах ЕС, также должны соответствовать правилам. То есть, если "Газпром" хочет купить какую-либо компанию в Европе, ему придется разделиться на две независимые компании: добывающую и транспортную.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности так прокомментировал ситуацию:

Действительно, ситуация сейчас очень нервная. Европейские бюрократы очень решительно настроены эту директиву довести до ума, несмотря на жёсткое сопротивление, которое будет оказано рядом компаний – потому что совершенно очевидно, что директива бьёт по самим европейцам. В Европе много компаний, которые совмещают газовый бизнес с энергетическим – это нормально, последние 15-20 лет в этой отрасли было сделано огромное количество слияний и поглощений.

На словах, конечно, всё это выглядит красиво: «конкуренция», «разделение» – но в реальности всё гораздо сложнее. О конкуренции речь может идти только в том случае, если есть много поставщиков газа и много труб, и поставщики конкурируют за доступ к потребителю. Так что директива недоработанная, но желание её принять – колоссальное.

Газпром может привлечь к борьбе западные компании, которые от этого решения явно не будут в восторге. Решение лоббируется так называемой брюссельской бюрократией, пытающейся сделать этакий наднациональный центр управления европейской энергетикой путём проведения политики, которая наступает на ноги самим европейским компаниям.

Скорей всего, директиву можно будет обойти при помощи формальных решений, которые выделяли бы подразделения в качестве отдельных компаний – тем более, что эта директива не запрещает добывающим компаниям быть акционерами сбытовых компаний. Так что компании, занятые в отрасли, или развернут борьбу, или начнут диверсифицировать бизнес. По сути ничего не изменится, зато в Брюсселе поставят галочку.

Гораздо хуже то, что в последний момент в этой директиве появился пункт о том, что Газпром нельзя пускать на европейский рынок до тех пор, пока он не проведёт структурную реформу. Это самое неожиданное и самое гадкое. Когда Европа пытается отрегулировать бизнес своих компаний – это ещё понятно, но что могут означать указания в адрес компании российской? Понятно, что всё это направленно на то, чтобы прекратить в Европе российские покупки. В этом смысле страшна не директива, а сам подход: любыми способами не допустить российские компании на европейский энергетический рынок. Поэтому бороться надо не с директивой, бороться надо с отношениями. А инструмент борьбы очень простой – обмен активами. Не пускаете нас в сети – не пустим вас в добычу.

Правда, я опасаюсь, что обмен активами может быть сорван со ссылкой на Брюссель. У брюссельских же чиновников энергетических активов вообще, понятное дело, нет. Так что в этой ситуации он вообще неуязвим.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: блог К.Симонова на портале "rb.ru", 1.10.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики