Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Возобновляемая энергетика заставит бизнес платить науке

Возобновляемая энергетика заставит бизнес платить науке

Правительство России настроено решительно в том, чтобы осуществить «энергопереход» — добиться углеродной нейтральности к 2060 году, и перейти на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Это потребует всеобщих усилий, начиная от государственных мужей и заканчивая светочами науки. Именно последним надлежит сделать так, чтобы технологии получения возобновляемых источников энергии не ударили по карманам потребителей и были привлекательны для бизнеса.

Исходные параметры сложны — ускоренный энергопереход, осуществляемый без развитых (и дешёвых) технологий, грозит ввергнуть население в нищету и повысить издержки бизнеса.

«У нас нет такого уровня достатка, чтобы смело перейти на солнечные панели и покупать продукты дороже в 2-3 раза, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — В Европе с их уровнем жизни 32 миллиона европейцев выбирают, заплатить за отопление или купить еду. Конечно, всё будет зависеть от того, какими темпами будет происходить энергопереход».

Существенным будет и то обстоятельство, насколько к целевому году можно будет добиться удешевления технологий. Приводя в пример электромобили Tesla, выведенные на рынок десяток лет назад, эксперт подчёркивает: «Технологии могут дешеветь, но могут и дорожать, в зависимости от рынка».

Россия не движется к ВИЭ теми темпами, которые наблюдаются в Китае или Евросоюзе, потому что в этом нет особой необходимости — возобновляемая энергия дорога, а у страны полно своего газа и угля. В развитии направления уповать остаётся лишь на тех представителей бизнеса, готовых выступать заказчиками и платить за энергопереход. Такие есть.

«На сегодняшний день в России создаётся спрос на ВИЭ у компаний химической промышленности, производителей стройматериалов, металлургов — ориентированный на экспорт бизнес, попадающий под углеродное регулирование Евросоюза, — говорит Игорь Юшков. — ЕС планирует к 2026 году взимать «углеродный налог» в зависимости от того, сколько парниковых газов было выброшено при производстве конкретного товара. Если компания использовала при производстве «ветряки», то налог минимальный. Благодаря этому у нас строятся ветропарки и ставятся солнечные панели – небольшие комплексные электростанции».

Возникший спрос будут удовлетворять сертифицированные производители «чистой энергии», которые с 2023 года начнут получать сертификат происхождения энергии (проект соответствующего закона находится на рассмотрении правительства). К 2023 году система обеспечит рынок «чистой энергии» «в объеме не менее 400 млрд кВт*ч в год».

Обслуживая потребителей, сертифицированные компании будут стремиться к снижению себестоимости производства, и вместе с экспортёрами им предстоит совершенствовать технологии и поощрять усилия научных мужей (или покупать технологии за рубежом). Станут востребованы разработки российских учёных, в частности, участвующих в программе Минобрнауки России «Приоритет 2030«. Будут поддерживаться и другие усилия научного сообщества.

Если всё пойдёт по плану, от этого выиграет не только наука, но и простые граждане — потребители, которым не придётся переплачивать за электроэнергию, тем самым оплачивая энергопереход повышением цен на продукты и коммуналку. В противном случае, резкое повышение цен неминуемо произойдёт.

«Рост российских тарифов будет ощутим, едва доля ВИЭ в энергобалансе страны станет 5-10%, — убеждён Игорь Юшков. — Государство не сможет их сдерживать и это будет заложено во многих тарифах, как это происходит в Европе. Европейцы собираются вводить таксономию – когда кредиты на проекты возобновляемой энергетики даются по льготным ставкам, а на топливную энергетику (нефть и газ) – по повышенным. Так традиционная энергетика субсидирует возобновляемую, и все тарифы растут. Массовое производство ветряков и солнечных панелей, безусловно, удешевит процесс, но другие сегменты рынков будут дорожать. Например, используемые для напыления солнечных панелей литий, никель, кобальт, графит, редкоземельные металлы. Эти элементы у нас есть, но их не так легко достать с шельфов северных морей».

Поезд на водороде в Европе

Мы привыкли к тому, что страна с самыми богатыми в мире ресурсами полностью самодостаточна. Но сегодня иметь — не значит легко продать. Технологиям необходимо отвечать мировым запросам. Пример тому — водород, который сегодня производится и используется в России для специфических нужд предприятий (металлургических, например), но в таком виде непригоден для расширения рынков сбыта.

Самой амбициозной частью смелого правительственного плана является водородный, который ориентирован на экспорт в Европу и Азию (Японию, Китай и Корею). «Концепция развития водородной энергетики» предполагает, а вице-премьер Александр Новак обещает, что уже к 2030 году Россия разработает настолько мощные технологии, что страна сможет обеспечивать 20% мирового рынка водорода.

«Для России произвести много водорода не так уж сложно, если мы говорим о производстве его из метана, мировым лидером по запасам которого мы являемся, — комментирует эксперт. — Это было бы дешевле и в плане сырья, и в плане технологий. Европейцы же подразумевают метод электролиза воды, который соотносится с их планом сбалансированного перехода на возобновляемые источники энергии. Водород как систему хранения пока никто не использует, такой индустрии пока нет, хотя именно она должна сделать прибавку на рынке водорода! Именно ради неё будут строить заводы и производить водород, а не ради автомобилей на водородном топливе, например».

Транспорт с водородным топливом власти также не забудут: с 2023 года в Москве начнут ездить автобусы на водородном топливе, но внутренний рынок не обеспечит нужный бизнесу оборот. А внешний… вот здесь понадобится недюжинное усилие по разработке и внедрению новых технологий.

Уже к 2024 году Александр Новак обещает «девять отечественных технологий, шесть образцов оборудования для водородной энергетики, полигон для апробации оборудования для водородной энергетики» для экспортных нужд. Такие проекты планируется запустить в том же, 2024 году.

Наука уверена, что справится и поможет промышленности освоить новые рынки. Пример тому — Германия, давний клиент Газпрома. «Сейчас, когда сфера еще формируется, у России есть все шансы для успешного выхода на водородный рынок Германии: потенциал производства водорода в России только за счет загрузки резервных генерирующих мощностей составляет от 2 до 6 млн тонн», — сообщил ИА REGNUM доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.

Россия умеет напрягать мозги в сжатые сроки, вспомним космос и атомное оружие. Теперь на очереди — ВИЭ, перейти на которые предстоит максимально быстро, бережно для людей и с творческим подходом, чтобы удовлетворить потребности рынка, которого ещё нет.

Автор: Наталия Гопаненко

Источник: E-vesti.ru, 16.02.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики