|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Народный капитализм с электрическим кнутом Народный капитализм с электрическим кнутомТри сценария второй волны приватизации В Послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев отметил, что «органы власти должны избавляться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям». Правительство по его поручению «приняло масштабный план приватизации крупных компаний». В общем, страну накроет вторая после Чубайса волна приватизации. Сеятели акций Алексей Кудрин недавно уточнил, что правительство рассматривает возможность продажи даже контрольных пакетов в приватизируемых компаниях. Если первый этап (избавление от «надконтрольной» доли) пройдет успешно, через три года — приблизительно в 2014–2015 годах — государство, возможно, предложит инвесторам еще по 26% акций, сохранив за собой, таким образом, блокирующие (25% плюс одна акция) пакеты. По словам министра, трехлетний период нужен для того, чтобы лучше оценить рыночную конъюнктуру. «Мы считаем, что лучше подготовим приватизацию. Когда будем продавать контроль, мы на этом еще хотим заработать», — пояснил он. Глава Минфина добавил, что своим примером правительство призывает и региональные власти передавать в частную собственность пакеты местных компаний. Однако одним примером дело не ограничивается. Алексей Кудрин дал понять, что тем регионам, которые не последуют совету, будет отказано в бюджетных дотациях. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина поддержала коллегу по правительству, заявив, что регионам не стоит давать денег, пока они не начнут бороться с коррупцией. Впрочем, сейчас не до регионов, хотя в самое ближайшее время ими (вернее, их собственностью) Кремль наверняка займется вплотную. Утверждают, что первой жертвой второй волны приватизации падет ТВЦ. Ведь Дмитрий Медведев настроен против частных владельцев «газет». Но схема перевода телестанций и прочих СМИ в другие руки далека от завершения. Придется подождать года Однако федеральное правительство пошло дальше — оно готово расстаться с контролем в 10 крупнейших российских компаний: «Роснефти» (84,5% акций у государства), Сбербанке (57,6%), ВТБ (85,5%), Россельхозбанке (100%), «РусГидро» (57,96%), Федеральной сетевой компании (ФСК — 79,11%), Российской железнодорожной компании (РЖД — 100%), Совкомфлоте (100%), Росагролизинге (100%) и Объединенной зерновой компании (100%). Бросается в глаза, что в «большую десятку» вошли исключительно лидеры в своих отраслях — от банковской до электроэнергетики и морских перевозок. Так что сомневаться в их привлекательности для будущих инвесторов не приходится. Уже в 2011 году по предложению ведомства Эльвиры Набиуллиной первыми на торги выставят 7% акций Сбербанка и 10% ВТБ. Правда, конкретные сроки будут утверждены правительством не ранее конца декабря. Кроме того, предлагается часть акций «Роснефти» и РЖД не продавать, а обменять на акции потенциальных стратегических инвесторов. Например, стратегом РЖД могли бы стать немецкие железные дороги. Впрочем, насколько далеко могут зайти иностранцы, сказать сейчас трудно. Так, одна из крупнейших в мире энергокомпаний — немецкая E.ON — готова, наоборот, продать принадлежащие ей 3,5% акций «Газпрома» самой российской газовой монополии. Однако стоит все же уточнить, насколько удачный период для массовой распродажи госсобственности предложили Минфин и Минэкономразвития. В июле этого года, когда был опубликован первоначальный список G10 (в первом варианте в него включили также «Транснефть» и «Аэрофлот», но затем их заменили на аграрные компании), примерная стоимость продаваемых госакций оценивалась в 856 млрд. рублей. Вскоре цену приподняли до 1 трлн. Наконец, сейчас, когда речь идет о реализации чрез Тогда зачем правительство затевает чуть ли не вторую волну приватизации, не рассчитывая на приличный барыш? Собиратели акций Здесь можно рассмотреть два связанных с собой сценария возможного развития событий: государство созрело для того, чтобы избавиться от излишней и поэтому неважно управляемой собственности (что помимо прочего раскручивает и коррупцию), масштабная приватизация к тому же приведет к созданию реальной рыночной экономики и появлению многочисленного класса мелких собственников ценных бумаг. Алексей Кудрин давно говорит о том, что у государства скопилось слишком много собственности. По его оценкам — до 50% от всех национальных активов. Ряд независимых экспертов утверждают, что все три четверти. Интересно отметить, что собирание активов под государеву руку началось не во время мирового кризиса, что было оправдано необходимостью спасти тонущие предприятия и банки (что, кстати, и делали все ведущие страны), а намного раньше. По данным ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), госсобственность (причем только на федеральном уровне) в 2003 году доходила до 20% от всей остальной, а в 2006 — 30%. Бросается в глаза тот факт, что государственный спрут стал раздуваться именно после арестов Платона Лебедева и Михаила Ходорковского и разгрома ЮКОСа. Соответственно, эксперты ОЭСР еще три года назад предупреждали, что даже с тогдашним объемом госсобственности правительство не справится, и поэтому предлагали срочно избавиться от лишних активов. Однако президент Владимир Путин пренебрег рекомендациями специалистов и, наоборот, учредил еще 7 совершенно непрозрачных для любого контроля государственных корпораций. Правда, в 2008 году, уходя с президентского поста, он обещал акционировать ГК, чтобы затем реализовать на рынке часть их бумаг. Заговорили даже о ренессансе народного капитализма, вспоминая при этом, с каким успехом в 2006–2007 годах проводились народные IPO (первичные размещения акций) «Роснефти» и Сбербанка. Но пока на путь акционирования осторожно вступила только ГК «Роснано». Анализируя причины и последствия второй волны приватизации, стоит обратить внимание и на особенности российского имущественного законодательства. Владеть акциями еще не значит ими реально управлять. В принципе, во всех развитых странах главную скрипку на предприятиях играют Так что лучше избавиться от плохо управляемой части госсобственности, с тем чтобы подстегнуть развитие свободного рынка. Не случайно и Дмитрий Медведев в Послании признался, что «управление избыточной собственностью требует много сил, времени, а зачастую… немало средств, но, что хуже всего, нередко становится источником коррупции». К тому же на современном рынке не нужны более 50% акций, чтобы реально контролировать предприятие. Блокирующего пакета (25% + одна акция) вполне достаточно. Можно даже и меньше. Причем соответствующее доказательство есть даже не за бугром, а на родной земле. В Электрошокер Однако, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Вместо создания Ведь правительство не намерено распылять свои акции. Оно ищет для G10 стратегических инвесторов. И вряд ли иностранных. Практически все выставляемые на торги предприятия и банки относятся к стратегической сфере, куда доступ иностранного капитала ограничен согласно законодательству спецразрешениями правительства. Больше всего шансов завладеть основными пакетами акций у отечественных монополий или аффилированных с ними компаний. Показательна в этом плане судьба электрореформы по Чубайсу. На место одной госмонополии — Р Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, еще весной этого года предположил, что банк «Россия» Юрия Ковальчука может заинтересоваться энергетическими активами. И не ошибся. После катастрофы на Это не значит, что Юрий Ковальчук уже скупил контрольные энергопакеты (хотя Теперь очередь может настать для Федеральной сетевой компании. Вполне вероятно, что ее контрольный пакет акций приобретут аффилированные с «Россией» лица. И все — новая монополия (только не государственная, а частная) налицо. Что тогда будет к электротарифами, думаю, объяснять уже не надо. Хотя к 2015 году электричество и без новых приватизаторов подорожает до явно неприемлемых уровней. КВт/час для населения достигнет минимум 5–5,5 рубля. Источник: Московский комсомолец, 08.12.2010 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|