Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: и европейский, и российский углеродные налоги ударят по экономике страны

Игорь Юшков: и европейский, и российский углеродные налоги ударят по экономике страны

В России всерьез задумались о введение углеродного налога. Одобрен эксперимент по декарбонизации Сахалинской области. А специальный представитель президента по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс считает, что введение платы за углеродные выбросы, чем скорее, тем лучше, — единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от планируемого в ЕС «углеродного налога».

«Из всего круга вопросов, которые мы обсуждали, есть самый мучительный, самый тяжелый — это плата за углерод: квоты, налог и т.д. Звучит логика: давайте мы проведем сахалинский эксперимент, посмотрим его результаты (там квоты, как известно) и на выходе будем решать, что делать дальше. Это здравая логика. Но понимаете, нам нужно соотносить эту логику с факторами, на которые мы не можем повлиять. Один из них — это трансграничный углеродный налог», — сказал Чубайс 11 февраля на правительственном совещании.

Редакция PublicO пообщалась с экспертами на данную тему и спросила — Как скажется углеводородный налог на экономике России?

Так, эксперт по вопросам топливно-энергетического комплекса Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что и налог, который планирует вводить Евросоюз в 2025-26 гг., и российский налог, о котором говорил Анатолий Чубайс, конечно, ударят по экономике нашей страны.

Эксперт уточнил, что смысл европейского углеродного налога заключается в том, чтобы с одной стороны выполнялось Парижское соглашение по климату и поощрялись программы по декарбонизации, а с другой – это способ повысить конкурентоспособность собственных европейских товаров, произведенных экологично, ведь их себестоимость, а значит и цена, выше аналогов, созданных на «традиционных» производствах.

«Например, если в Китае сшили игрушечного медвежонка, использовав электричество от угольной станции, соответственно, у такого медвежонка себестоимость низкая, и на европейском рынке он более конкурентоспособен, по сравнению с таким же медвежонком, которого сшили европейские компании на возобновляемых источниках энергии. При введении углеродного налога все станет наоборот», — привел пример Юшков.

Получается, что возобновляемые источники энергии при таком подходе становятся конкретным преимуществом: компании, использующие их, освобождены от углеродного налога, и себестоимость производимого ими товара становится ниже, чем для тех, кто использует ископаемые источники энергии, как следствие оставляет больший углеродный след и платит за это налог.

«Анатолий Чубайс же говорит, правильную вещь: не надо, чтобы деньги уходили из страны, поэтому, чтобы не платить налог европейцам, нужно ввести такой же углеродный налог в России, который наши компании будут платить в наш бюджет», — сказал эксперт.

Однако Юшков добавил, что существуют несколько серьезных проблем для реализации этой идеи: «Во-первых, не факт, что европейцы признают систему нашего углеродного налога. Компании рискуют заплатить налог внутри страны, начать поставки в Европу, а потом подпасть под налоговое бремя со стороны европейского законодательства. Риск проблемы непризнания нашего углеродного регулирования достаточен.

Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что если подобный налог будет введен, то, скорее всего, речь пойдет о всех товарах, которые производятся в России. Например, если рассматривать металлургию, то при европейском налоге им будут облагаться только те объемы металла, которые идут в Европу. Но если ввести такой налог внутри России, то весь металл, который идет и на внешний, и на внутренний рынок будет им облагаться, соответственно, все товары вырастут в цене и на внутреннем рынке. Но цены и так растут, поэтому уровень жизни населения пострадает еще больше», — заключил эксперт.

Координатор экспертного совета АНО «Экспертный центр-проектный офис развития Арктики (ПОРА)» Александр Воротников также указал, что введение европейского трансграничного углеродного налога сильно ударит по конкурентоспособности российских товаров – углеводородного сырья или продукции первого передела, например, металлов. По разным оценкам, на этот налог за российские товары уйдет порядка нескольких миллиардов долларов в год.

«По этой теме присутствует множество спекуляций, но говорить о том, что Запад нас сознательно душит – подход неверный. Сокращение углеродного следа – это международное решение, существует Парижское соглашение по климату, есть множество программ, которые реализуются в этом направлении уже много лет. И Россия также идет по этому пути», — отметил эксперт.

Он напомнил, что президент Путин на Энергетическом форуме заявил, что Россия к 2060 году станет углероднонейтральной страной, т.е. сколько выборов углерода будет произведено, столько же и будет поглощено. И теперь нужно внедрять технологии, которые полностью изменят ситуацию.

«Сейчас у нас проводится мощный эксперимент. Госдумой принят законопроект по парниковым газам на Сахалине. Сахалин и Курилы к 2025 году должны стать углероднонейтральной территорией. Будет создан региональный рынок торговли углеродными квотами. Что такое углеродные квоты? Например, определенный товар содержит определенный углеродный след, но компания, которая им торгует, покупает на Сахалине углеродную квоту, тем самым компенсируя углеродный след экспортируемого товара. Получается, что компания перечисляет деньги не в европейский бюджет, платя углеродный налог, а оставляет их в российской экономике. Сейчас многие регионы, в том числе и арктический, просят этот эксперимент распространить на них. Создание подобного рынка, торговля углеродными квотами, фьючерсами – очень выгодны для страны. Кстати, в Казахстане такой рынок уже успешно существует», — рассказал Воротников.

Источник: Public Opinion, 17.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики