Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь получает российский газ в 3 раза дешевле, чем другие страны Европы – эксперт

Беларусь получает российский газ в 3 раза дешевле, чем другие страны Европы – эксперт

Газовое сотрудничество с Россией приносит выгоды для Беларуси. Согласованная цена на поставки газа в $128,5 за тысячу куб.м. сегодня значительно ниже рыночной. Как отметил российский посол в республике Борис Грызлов, это повышает конкурентоспособность произведенной в Беларуси продукции за счет снижения ее стоимости. Кроме того, стороны ведут работу над реализацией союзной программы по формированию объединенного рынка газа. О перспективах российско-белорусских энергетических отношений в 2022 г., и возможностях, которые открывает перед странами интеграция в этой сфере корреспондент «Евразия.Эксперт» поговорила с экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве России Станиславом Митраховичем.

– Станислав Павлович, на 2022 г. была согласована цена на газ для Беларуси, исходя из условий прошлого года (128,52$ за тыс. куб. м). Что это означает в текущей ценовой конъюнктуре?

– Цена низкая, поэтому, естественно, это форма поддержки со стороны России. Насколько такая уступка оправдана? Это дискуссионный вопрос. На мой взгляд, такого рода уступки нужно обусловить встречными уступками со стороны Беларуси в виде ускорения процессов интеграции и прекращения затягивания этих процессов, которое имело место в течение многих лет. Уступки могут быть в виде перенаправления белорусского экспорта через российские порты, продвижения по созданию единого налогового и гражданских кодексов, продвижения в сторону единого парламента, единой валюты и так далее.

С учетом текущих цен на газ в Европе (хоть на бирже, хоть с учетом долгосрочных контрактов) цена для Беларуси кажется совсем низкой. Если сравнить со стоимостью газа, который получает Украина, то в сравнении с Беларусью получается разница почти в 3-5 раз, и это колоссально.

Как украинские предприятия (металлургические, химические и даже сельскохозяйственные, которые используют газ для отопления теплиц или еще чего-то) могут соревноваться с белорусскими, для которых цена в разы меньше?

– Как такая цена в 2022 г. повлияет на российскую и белорусскую экономики?

– «Газпром» поставляет газ по такой стоимости, хотя, наверное, мог бы поставлять и по большей. Имеет место некоторая недополученная прибыль, наверное, но это не такого рода угрозы, которые надо воспринимать как критические для России. Что касается Беларуси, то они получают своего рода бонус: производство целого ряда товаров там становится конкурентоспособнее по сравнению с соседями. Это форма компенсации тех сложностей, которые Беларусь имеет из-за политического конфликта с рядом соседей – странами ЕС и Украиной.

– Помимо Украины насколько Беларусь получает газ дешевле, чем другие европейские страны?

– Контракты, как правило, являются коммерческой тайной, но есть косвенные оценки, которые говорят о том, что стоимость газа в Европе по долгосрочным контрактам в IV квартале 2021 г. составляла порядка $500 за тыс. куб. м, что в 3 раза больше, чем для Беларуси. В целом по 2021 г. «Газпром» говорит, что у него будет стоимость долгосрочных контрактов в Европе $280 и выше, а в ближайшие месяцы цена будет расти.

$280 они предполагают с учетом относительно низких цен начала года, а по факту цена может быть больше. Но это касается только долгосрочных контрактов. Украина, например, такого не имеет и вынуждена покупать по биржевым расценкам, а там они составляют около $500 в IV квартале или $300 по году. В ближайшие месяцы цена будет высокой, потому что долгосрочные контракты имеют теперь спотовую индексацию, и цена биржи после временной задержки перекочевывает и в долгосрочные контракты. Так что разница кратная по сравнению с тем, что есть в Европе.

– «Транснефть» испытывает серьезные затруднения с работой дочернего предприятия «Западтранснефтепродукт» в Беларуси. Какие риски несет данная ситуация, и как может развиваться сценарий в 2022 г.?

– Экономические риски в том, что «Транснефть» будет вынуждена это предприятие или продавать, или она не сможет его эксплуатировать. Ситуация там развивается в течение нескольких месяцев уже, но почему она возникла вообще? Из-за белорусского регулирования.

Думаю, есть варианты того, как технически можно урегулировать ситуацию. Идея в том, что это нефтепровод («Дружба») для экспорта нефтепродуктов в Европу, а бизнес по экспорту нефтепродуктов нужен и России, и Беларуси. Думаю, можно найти вариант адекватной загрузки нефтепровода, можно договориться.

– Актуальной темой 2022 г. является также соглашение Беларуси и Казахстана о поставках нефти и нефтепродуктов в Беларусь. Что означает данное соглашение, и что будет с казахстанской нефтью?

– Белорусская статистика и раньше показывала, что часть нефти Беларусь потребляет из Казахстана. Объемы там существенно меньше, чем из России, разумеется, но тем не менее. Да, небольшой объем нефти можно получать не из России, а из других источников, никто против этого не возражает.

Другое дело, что с учетом стоимости транспортировки нефти из Казахстана в Беларусь, экономически выгоднее для Беларуси это никак быть не может. Казахстан такую скидку давать не будет, чтобы по цене это было лучше, чем транспортировка из России.

Так что это просто способ для Беларуси продемонстрировать, что есть альтернатива России. Технически такие поставки возможны, и я не думаю, что Россия будет как-то им мешать.

– Сенаторы в Беларуси одобрили ратификацию межправительственного соглашения с Россией об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки нефтепродуктов. Как это повлияет на сотрудничество двух стран в 2022 г.?

– Перенаправление белорусского экспорта, как нефтепродуктов, так и химической продукции – очень давняя идея. Беларусь на это никак не соглашалась, потому что ближе получаются порты Прибалтики вроде Клайпеды. Россия предлагает переключаться на Приморск, Усть-Лугу, Большой порт Санкт-Петербурга, на что Беларусь отвечает, что дорога получается дольше и просит доплаты за это. Российское правительство давало послабление по тарифу РЖД, но, видимо, Лукашенко хотел еще больше послаблений.

Но что говорить про тарифы РЖД, если соседние страны, через которые Беларусь экспортирует свои промышленные продукты, – это страны, правительства которых откровенно говорят о том, что хотят свергнуть власть в Беларуси? Как в таких условиях вообще можно рассуждать о том, что у РЖД плохой тариф? Лучше через Прибалтику экспортировать, которая Лукашенко хочет свергнуть? Мне кажется, это несерьезный разговор, и пора все-таки действительно этим перенаправлением заниматься.

Будет ли Россия давать скидки по тарифу РЖД? Будет, конечно. В будущем речь будет уже идти и о нефтепродуктопроводах в сторону российских портов, но чтобы строить такого рода трубопроводы, необходимо быть уверенным в том, что разворот товаров из Беларуси в российские порты – это не временное явление, а стратегическое долгосрочное решение.

В 2022 г. будет очень интересно посмотреть, какой объем белорусских товаров будет перенаправлен в Россию. Я надеюсь, что этот объем будет значительным. И, возможно, начнется проектировка или даже строительные работы по новой инфраструктуре, которая позволит дополнительно закрепить эти маршруты. В первую очередь это нефтепродуктопровод, но, возможно, еще какая-то инфраструктура – например, работа в портах, дороги. Посмотрим, насколько в 2022 г. эта тенденция будет актуальна.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 18.02.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики