Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцы создали «Северному потоку – 2» новые проблемы

Немцы создали «Северному потоку – 2» новые проблемы

Сертификация «Северного потока – 2» остановлена. Это происходит уже второй раз. Однако на этот раз Германия не скрывает политического подтекста решения. И впервые прозвучала угроза, что российский газопровод может так и не получить разрешения на работу. Что произошло и почему «Северный поток – 2» рано списывать со счетов?

В ответ на признание Россией ДНР и ЛНР Великобритания с ЕС ввели новые санкции – пока мягкие, а также в очередной раз поставили под вопрос судьбу «Северного потока – 2». Министр экономики ФРГ Роберт Хабек сообщил, что отозвал доклад министерства по «Северному потоку – 2» из Федерального сетевого агентства. По его словам, газопровод не будет сертифицирован до подготовки нового доклада. То же произойдет, если новый доклад оценит его безопасность негативно.

Сделано это было по поручению канцлера ФРГ Олафа Шольца. «Это звучит технически, но это необходимый административный шаг, чтобы сейчас сертификации газопровода не произошло. Без сертификации «Северный поток – 2» не может быть введен в эксплуатацию», – пояснил Шольц. После этих заявлений цены на газ в Европе ускорили рост, снова подскочив выше 900 долларов за 1 тыс. кубометров.

Хебек пояснил, что речь идет о подготовке новой оценки безопасности снабжения. Предыдущую оценку делали при правительстве Ангелы Меркель. Она завершилась в октябре 2021 года. В заключении было сказано, что трубопровод не является угрозой безопасности энергоснабжения. Однако на фоне признания Россией Донецкой и Луганской народных республик ФРГ решила, что требуется новая оценка безопасности.

Хабек пояснил, что согласование «Северного потока – 2» состоит из двух условий. Первое – это сертификация BNA, где речь идет об экономико-политических вопросах, в частности об анбандлинге, то есть разделении ролей владельца и оператора. Второе условие – это как раз оценка безопасности проекта.

 

Что касается анбандлинга, то по европейским законам владелец трубы не может ею управлять. Поэтому Газпром как владелец трубопровода поручил управлять «Северным потоком – 2» своей «дочке» – оператору Nord Stream AG 2. При этом сделал эту дочернюю компанию независимой в операционном плане, чтобы соответствовать европейским нормам. И тут вопросов ни у кого не возникало. Но вот с юрисдикцией в Швейцарии этой компании неожиданно возникли проблемы.

Первая заявка Газпрома на сертификацию через два месяца рассмотрения вместо одобрения была отозвана. Были названы якобы технические причины: оператор Nord Stream AG 2 должен быть зарегистрирован в Германии, а не в Швейцарии. Поэтому Газпрому потребовалось решить этот бюрократический вопрос и второй раз подавать заявку на сертификацию с нуля. Все это сдвинуло сроки получения сертификации и, соответственно, ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2».

Изначально труба должна была заработать к концу года, потом сроки сдвинулись на март, и до недавнего времени ожидали, что все случится к концу лета.

Однако Германия нашла новый повод затянуть процесс сертификации. Более того, на этот раз прозвучала явная угроза: один из вариантов развития событий – это негативная оценка безопасности, которая не позволит сертифицировать трубу и в дальнейшем запустить ее в эксплуатацию.

Этим шагом ЕС открыто политизирует коммерческий газовый проект. Хотя именно в этом постоянно обвинял Газпром и Россию. Это в очередной раз демонстрирует двойные стандарты Запада.

«Я считаю, что изначально выдачу сертификации затягивали именно по политическим мотивам, формально используя бюрократический механизм. Я уверен, что юристы, которые составляли первую заявку, знали, как это надо делать, в том числе с учетом изменений права в Германии. То, что немецкие бюрократы два месяца изучали заявку и только на девятую неделю наконец поняли, что ее надо подавать по другим правилам – мне кажется, выглядит не очень достоверно», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

По мнению эксперта, даже без признания Россией ДНР и ЛНР Европа нашла бы повод задержать сертификацию «Северного потока – 2».

Любопытно, с какой скоростью Берлин нашел бюрократическую причину для отзыва сертификации во второй раз по приказу Шольца. Это произошло на следующий же день после исторического заявления Владимира Путина о признании ДНР и ЛНР. Можно предположить, что этот козырь в рукаве был давно припасен Берлином и просто ждал подходящего момента.

Собственно, даже выдача сертификации в конечном счете не дает железобетонной гарантии, что газопроводу дадут спокойно работать. В любой момент Европа может придумать причину, чтобы отозвать выданную сертификацию и каким-то образом ограничить работу газопровода.

«Таких историй, когда Евросоюз меняет правила игры прямо во время самой игры, было много. Вспомним, как ЕС поменял газовую директиву Третьего энергопакета специально с целью испортить жизнь «Северному потоку – 2». Хотя к тому времени, когда поменяли газовую директиву, компании собрались и уже приняли все инвестиционные решения по «Северному потоку – 2». Они полагали, что проект будет эксплуатироваться по одним правилам, но ЕК постфактум говорит, что нет, по другим, худшим правилам», – напоминает Митрахович.

Действительно, Газпром изначально взялся строить только морской газопровод и не претендовал на трубу, которая будет идти по суше как продолжение (сейчас это Eugal). Почему? Чтобы соответствовать правилам Третьего энергопакета ЕС. По ним анбандлинг (разделение ролей владельца и оператора) распространялся только на проекты на суше, но не в море. Но Брюссель изменил правила так, что теперь и морская часть газопровода в территориальных водах Германии попадает под это ограничение.

Еще один пример – это газопровод Opal, который идет по суше и является продолжением морского «Северного потока – 1». ЕС несколько раз менял правила работы этого газопровода. Сначала ему разрешили работать только вполовину мощностей, потом – в рамках европейских же правил – разрешили вторую половину мощности бронировать на аукционах. А потом из-за судебного иска Польши газопровод снова оказался под антимонопольными ограничениями: он может качать газ только вполовину своей мощности.

«Мы все время зависим от политического контекста отношений России и Запада. Если политический контекст позволит, то, вполне возможно, через полгода Шольц скажет, что отношения нормализовались, и даст команду продолжить сертификацию. А если политический контекст не позволит, то Шольц такое заявление не сделает и «Северный поток – 2» не сможет заработать», – считает Митрахович.

В первом случае через недели или месяцы газопровод будет запущен в эксплуатацию, и это даже могут успеть сделать к новому отопительному сезону. Во втором случае Европе придется еще одну зиму проходить без «Северного потока – 2» и, скорее всего, в условиях супервысоких цен на газ.

«Не думаю, что трубу решат распилить на металлолом. Технически нет проблем вернуться к эксплуатации газопровода. Он будет стоять и ждать лучшего момента, пока европейцам приходится платить за газ высокую цену», – говорит эксперт ФНЭБ.

После заявления Шольца цены на газовые фьючерсы в Европу сразу подскочили на 10%. Дальше они могут вырасти еще больше по мере ввода Европой и США санкций. Пока Великобритания и ЕС заявили явно о мягких санкциях, которые касаются ряда бизнесменов и пяти российских банков.

«Если американские санкции тоже (как европейские) будут относительно мягкими, значит, примерно все так и останется. Но если санкции Запада будут интерпретированы российским руководством как жесткие, то я не исключаю остановку транзита газа через Украину», – говорит Станислав Митрахович.

По его словам, контракт с Украиной позволяет осуществить такую меру, ведь он заключен по правилу «качай или плати». «Это значит, что можно платить примерно 110 млн долларов в месяц и не качать газ через Украину», – говорит собеседник. В этом случае стоимость фьючерсов на газ вполне может поставить новый исторический рекорд.

«Европа встанет перед выбором. Она может запустить «Северный поток – 2», или покупать дорогой СПГ, или ограничить собственное производство, закрыть заводы. Заодно это прочистит мозги Украине в ее отношении к России, ДНР и ЛНР», – говорит Митрахович.

Газпром же в этом случае постарается не нарушить контрактные обязательства не только с Украиной, но и с европейскими покупателями. Чтобы его не обвинили в невыполнении своих обязательств перед Европой, он будет стараться другими путями доставлять европейцам те объемы газа, которые обязан в рамках долгосрочных соглашений. Но на дополнительные объемы Европе в этом случае вряд ли стоит рассчитывать.

Как Газпром может заместить украинский транзит? «Самый простой вариант – загрузить газопровод «Ямал – Европа», который стоит с конца декабря в нерабочем состоянии. Во-вторых, можно договорить с «Новатэком» о перенаправлении части его газа с Ямала в Европу. В-третьих, Газпром может перекупать газ у независимых международных трейдеров для выполнения своих обязательств. Конечно, такой шаг будет более затратным для Газпрома и России, однако здесь уже будет идти речь о больших ставках», – указывает эксперт. Но на прекращение транзита через Украину Россия пойдет только в ответ на применение к ней действительно жестких санкций со стороны Запада.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 23.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики