Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизтопливо обтекает Белоруссию

Дизтопливо обтекает Белоруссию

 

Трубопроводу «Транснефти» в стране грозит консервация

 

«Транснефть» вряд ли сможет экономически эффективно использовать свой белорусский актив «Запад-Транснефтепродукт» несмотря на то, что на прошлой неделе Минск отменил обременительный для этого трубопровода экологический налог. По данным “Ъ”, российские нефтекомпании больше не заинтересованы использовать эту трубу для поставок в Латвию, прокачке в Венгрию мешает конфликт вокруг украинской части трубы, а для реверсных поставок с белорусских НПЗ в Россию не хватает объемов. Эксперты считают, что если труба будет законсервирована, то уже вряд ли когда-нибудь запустится.

Как стало известно “Ъ”, «Транснефть» может законсервировать нефтепродуктопровод УП «Запад-Транснефтепродукт». Эта труба, начинаясь в российской Унече, своей северной веткой идет через Белоруссию в латвийский порт Вентспилс, а южной — через Белоруссию и Украину в Венгрию. Трубопровод исторически использовался для экспорта российского дизтоплива, но сейчас не имеет загрузки.

Так, Белоруссия с 2020 года ввела экологический налог на транзит российской нефти и нефтепродуктов, а затем с 2021 года более чем в три раза повысила ставку налога на прибыль: с 18% до 50%. Это вкупе с изменением потоков экспорта российских нефтепродуктов привело к тому, что прокачка по трубе в 2021 году упала в два раза, до 3,4 млн тонн в год, что могло привести к убыткам оператора трубы в 800 млн руб. (см. “Ъ” от 14 октября 2021 года). По словам собеседников “Ъ”, в результате предприятие перестало принимать заявки на прокачку, так как «дешевле было не качать, чем платить налог». Но накануне переговоров президентов России и Белоруссии 18 февраля Минск неожиданно отменил экологический налог и вернул ставку налога на прибыль на прежний уровень.

Впрочем, говорят собеседники “Ъ”, это уже не поможет «Запад-Транснефтепродукту», стоимость активов которого год назад оценивалась почти в 7 млрд руб., сохранить работоспособность. Российские нефтекомпании уже переориентировали объемы с Вентспилса на другие направления и едва ли изменят решение, учитывая поручение Владимира Путина перенаправлять грузы из Прибалтики в российские порты. Советник президента «Транснефти» Игорь Демин подтвердил “Ъ”, что на 2022 год на это направление нет заявок на прокачку, отказавшись от более подробных комментариев.

Поставки в направлении Венгрии пока невозможны из-за акционерного конфликта. Систему «Прикарпатзападтранс» «Транснефть» в 2016 году продала швейцарской компании International Trading Partners, но впоследствии Украина национализировала трубу, при этом технологический объем дизтоплива в ней (около 1,5 млн тонн) остается частной собственностью. Как поясняют собеседники “Ъ”, стороны уже несколько лет не могут договориться об условиях использования маршрута.

Третьим теоретическим вариантом использования трубы является прокачка реверсом белорусских нефтепродуктов в направлении портов РФ на Балтике (наиболее реальный вариант — Приморск). Но, говорят собеседники “Ъ”, он будет рентабельным только при прокачке более 5 млн тонн в год, в то время как белорусская сторона готова говорить только о 2 млн тонн.

Как отмечает Сергей Гарамита из Райффайзенбанка, для консервации продуктопровода нужно точное понимание невостребованности данного направления. Но в любом случае эксперт не ожидает, что простой трубы окажет серьезный эффект на показатели «Транснефти» в целом. По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, с учетом того что сейчас до половины нефтепродуктов и около 20–30% дизтоплива на Украину поступает из Белоруссии, Киев мог бы быть заинтересован в использовании трубопровода не только для транзита в Венгрию, но и для поставок на украинский рынок. Однако поставкам может помешать обострение геополитической обстановки, в рамках которой Киев воспринимает Минск как сторонника Москвы.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 24.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики