Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба «Северного потока-2» повисла на волоске: отказалась даже Германия

Судьба «Северного потока-2» повисла на волоске: отказалась даже Германия

Россия лишилась поддержки европейских инвесторов газопровода

Военная операция России с целью «демилитаризации и денацификации Украины» ожидаемо привела к предъявлению нашей стране новых западных санкций, коснувшихся, в частности, «Северного потока-2». Заявления в отношении газопровода следуют самые грозные: изначально настроенный против этого энергетического маршрута Вашингтон говорит об окончательном провале проекта, а Берлин, ранее выступавший с поддержкой трубы, грозит полностью отказаться от российского газа. Вместе с тем немецкий бизнес, кровно заинтересованный в запуске трубы в эксплуатацию, не оставляет надежд на то, что конструктивный выход из патовой ситуации вокруг СП-2 все-таки будет найден.

«Северный поток-2», судя по всему, является одним из главных объектов новых экономических претензий Запада в связи с событиями на Украине. Самые резкие заявления следуют, естественно, из Вашингтона, уже давно считающего этот трубопровод «угрозой энергобезопасности Европы». По словам руководителя пресс-службы Госдепартамента США Неда Прайса, СП-2 фактически «вычеркнут из уравнения» (видимо, из формулы энергоснабжения стран Старого Света), причем такое решение принято Белым домом в тесном сотрудничестве Берлином. Одновременно Джо Байден ввел санкции в отношении оператора газопровода швейцарской фирмы Nord Stream 2 и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига. «За счет совместных действий мы обеспечили, чтобы эта инвестиция стоимостью в $11 млрд стала просто куском стали, лежащим на дне моря», — подчеркнул представитель администрации США.

Официальные лица Германии, до самого последнего времени благосклонно относящиеся к российскому проекту, также переменили свою позицию и теперь решительным образом выступают против запуска трубы в эксплуатацию. После отказа Берлина от сертификации СП-2 глава Минэкономики ФРГ Роберт Хабек заявил, что «не видит перспектив запуска газопровода», а военная операция России на Украине вынудит его страну закупать энергоресурсы у других производителей углеводородов.

Разорвать связи с балтийской трубой решили и некоторые партнеры проекта: немецкая страховая компания Munich Re дезавуировала заключенный с российской стороной контракт, а Фонд защиты климата и окружающей среды Мекленбург - Передняя Померания, обеспечивающий противодействие санкциям США на этапе строительства СП-2 (на эти цели Nord Stream 2 потратил около 20 млн евро), отрекся от поддержки газопровода.

По мнению эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, немецкие власти с большим трудом принимают решение о заморозке СП-2, отдавая себе отчет, что в случае применения жестких санкций проект будет навсегда похоронен. ФРГ находится в непростом положении, поскольку соглашение о транзите российского «голубого топлива» через Украину истекает в 2024 году, после чего немцам придется заключать новый экспортный контракт с «Газпромом». Найти альтернативные источники сырья, равные по объемам поставок из нашей страны, за предстоящие два года у Германии вряд ли получится, а приобретение топлива на бирже в рамках кратковременных сделок, как показывает практика, оказывается в несколько раз дороже.

В связи с этим представители немецкого бизнеса пытаются все же протянуть СП-2 руку помощи. В частности, как заявил исполнительный директор Восточного комитета экономики Германии Михаэль Хармс, реализация газопровода не остановлена окончательно, а задержка с выдачей согласительных документов вызвана исключительно бюрократическими нюансами. В свою очередь, немецкая газета Handelsblatt сообщает, что ввод трубопровода теоретически возможен без сертификации регулятора, а штрафные издержки, которые придется выплатить Nord Stream 2, не превысят одного миллиона евро, что в сравнении с общими инвестициями проекта является незначительной суммой. Кроме того, в списке объявленных против трубопровода новых санкций не указана созданная оператором газопровода для прохождения сертификации в регуляторных ведомствах ФРГ немецкая дочка Gas for Europe, которой Берлин с юридической точки зрения может выдать разрешение на запуск газового маршрута. При этом, как заявили представители одной из крупнейших нефтегазовых корпораций Германии Wintershall, являющейся кредитором СП-2, в случае политического вмешательства в работу газопровода, Nord Stream 2 сможет добиться компенсации в суде за понесенные на строительство трубы издержки.

По мнению заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, ситуация вокруг нового российского газового маршрута в Европу складывается крайне противоречивая. «Берлин, с одной стороны связанный дипломатическим сотрудничеством с Вашингтоном, выступающем на стороне Киева, будет тянуть время с принятием окончательного решения относительно СП-2. С другой стороны, на власти Германии будут оказывать давление собственные инвесторы, вложившие в проект миллиарды долларов. Запуск новой трубы обеспечит европейский рынок дополнительными объемами энергоресурсов и снизит цены на «голубое топливо», выросшие после начала боевых действий на 35% — до $1400 за тысячу кубометров. Очевидно, что отказ от российского сырья обходится Евросоюзу слишком дорого, поэтому руководителям ведущих стран континента в самом ближайшем будущем придется разобраться со своими приоритетами», — полагает эксперт.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 24.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики