Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Татарстан хочет попасться в «умную сеть» за федеральные деньги

Татарстан хочет попасться в «умную сеть» за федеральные деньги

ОАО «Сетевая компания» разработало инновационный проект «Умная сеть», реализация которого предполагает существенное обновление инфраструктуры энергетических сетей республики. В настоящее время «моральный и физический износ» татарстанских сетей составляет 73%. На их модернизацию требуется порядка 50 млрд руб. Как минимум 10 млрд руб. «Сетевая компания» рассчитывает получить из федерального центра на построение «умной сети». Эксперты считают ожидания Татарстана оправданными.

ОАО «Сетевая компания» разработало инновационный проект «Умные сети», направленный на модернизацию электрических сетей региона. Он подразумевает использование современных технологий — от интеллектуальных счетчиков до использования солнечной энергии, внедрение проекта имеет целью уменьшение денежных затрат и расхода электричества. По словам генерального директора ОАО Дамира Сафиуллина, при большом износе оборудования (сегодня в среднем этот показатель составляет 73%) переход на «умные сети» может продлить использование действующих коммуникаций. Объем инвестиций в проект господин Сафиуллин назвать затруднился. «Сейчас как раз идут подсчеты,— пояснил он „Ъ“.— Но в целом на модернизацию энергосетей Татарстана требуется порядка 50 млрд рублей». Реализовать проект только собственными силами «Сетевая компания» не может, поэтому руководство предприятия предложило включить его в программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года. Кроме того, Татарстан может войти в число регионов России, реализующих проект «Умная сеть» в качестве пилотного. В частности, он уже был презентован 3 декабря министру экономического развития России Эльвире Набиуллиной в рамках ее визита в Казань. Источник „Ъ“ в «Сетевой компании» рассказал, что в течение трех лет предприятие рассчитывает получить под проект до 10 млрд руб. из федерального центра. Еще часть средств ожидается привлечь от частных инвесторов.
 

Сетевая компания» создано в 2001 году на базе девяти предприятий электрических сетей, которые в настоящее время являются его филиалами. Занимается транспортировкой и распределением электроэнергии станций суммарной мощностью около 4 тыс. МВт. Основным акционером «Сетевой компании» является правительство Татарстана в лице Министерства земельных и имущественных отношений. Оно владеет 87% акций ОАО, еще 4,13% принадлежит Государственному жилищному фонду при президенте республики. Выручка ОАО в 2009 году составила 15,1 млрд руб. Чистая прибыль — 4,35 млрд руб.

Элементы «умной сети» начали внедрять в Татарстане десять лет назад. Сейчас на подстанциях «Сетевой компании» мощностью 35-500 кВт установлено более 6,5 тыс. интеллектуальных счетчиков системы автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), что обеспечило более 45% подстанций дистанционным контролем и управлением. В распределительной сети счетчиками АСКУЭ оборудовано 9% подстанций среднего напряжения. Автоматизированные системы определения энергопотерь работают на всех 59 магистральных линиях электропередачи 110-220-500 кВт и 33 автотрансформаторах 220-500 кВт. «Сетевая компания» уже использует мониторинг электропередач методом лазерного аэросканирования.

Сегодня в России проект по построению «умной сети» реализует только Федеральная сетевая компания «Единой энергетической системы» (ФСК). Только на научные разработки для внедрения «умных сетей» ФСК выделит из собственных средств до 2012 года 19 млрд руб. Пилотным регионом для себя ФСК выбрала Дальневосточный округ. ФСК планирует оснастить его «умными сетями» за три года, а затем распространить опыт в другие регионы. По словам Дамира Сафиуллина, ФСК сегодня уже получает деньги по федеральным программам на поддержку своего проекта.

По мнению опрошенных „Ъ“ экспертов, Татарстан как один из «первопроходцев» также имеет шансы получить господдержку. «Учитывая, что республика сейчас считается лидером инвестиционного строительства в России, принимая у себя Универсиаду-2013 и ЧМ-2018, федеральные власти могут оказать посильную финансовую помощь»,— считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что федеральные власти согласятся профинансировать не более 30% от стоимости проекта — «есть гораздо более бедные регионы, где ситуация с инфраструктурой хуже и деньги нужнее».

«Что касается частных инвесторов, то этот вопрос сложнее,— говорит аналитик ФК „Уралсиб“ Александр Селезнев.— В современной российской истории подобных прецедентов не было. Это связано с тем, что сетевые компании находятся в процессе трансформирования тарифообразования. И если раньше тарифы устанавливались директивно, исходя из объема затрат, то с 2011 года они будут формироваться по принципу возврата средств на капитальные вложения (с установленной границей возврата в 11%). И если частного инвестора устроит такая доходность, он может войти в капитал «Сетевой компании».

Авторы: Елена Иванова, Юлия Гараева

Источник: КоммерсантЪ-Казань, 10.12.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики