Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Механизм демпфера позволил ценам на бензин и дизель в РФ не реагировать на геополитику

Механизм демпфера позволил ценам на бензин и дизель в РФ не реагировать на геополитику

Биржевые цены на бензин и дизель не показали реакции в условиях геополитического давления. Как санкционный ответ Запада отразится на внутренней стоимости топлива в долгосрочной перспективе, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Реакция оказалась сдержанной

В четверг, 24 февраля, в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин и дизельное топливо показали минимальную реакцию на геополитическое обострение на востоке Украины.

Котировки топлива умеренно повышались, однако это движение вполне соответствовало динамике, которая обычно наблюдается в преддверии весеннего сезона. При этом стоимость сжиженных углеводородных газов, которые в основном направляются в южные регионы страны, показала большую волатильность.

В России цены на топливо не привязаны к стоимости нефти на мировом рынке, и корреляция в таких условиях практически отсутствует. Государство регулирует стоимость энергоресурсов за счет механизма демпфирующей надбавки, сообщил изданию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Биржевая стоимость АИ-92 в течении прошлой торговой сессии увеличилась на 0,55% и достигла 52 579 рублей за тонну, цена АИ-95 прибавила 0,89%, составив 55 216 рублей за тонну, котировки дизельного топлива выросли на 0,9%, что привело их значение к 57 987 рублям за тонну.

Подобная тенденция наблюдается с начала недели, что в том числе объясняется сезонным фактором. Не стоит исключать и того, что последствия спецоперации России в Донбассе окажут свое воздействие в долгосрочной перспективе.

Рост цен контролирует государство

«Система работает так, что нефтяные компании получают от властей разницу между тем, что они могли бы получить на внешних рынка при экспорте сырья, и тем, по какой цене продукт реализуется на внутреннем рынке», – рассказывает Юшков.

Эксперт отмечает, что существенного скачка спроса на нефтепродукты в России и какой-то паники на фоне геополитики не последовало. Граждане не боятся, что топливо в стране может закончиться, тогда как у военных свои способы закупки.

«Уровень предложения на внутреннем рынке также остался в районе прежних значений, поэтому биржевые котировки бензина и дизеля не показали аномальной динамики в условиях отсутствия какого-либо изменения», – замечает Юшков.

Специалист утверждает, что на товарно-сырьевой бирже обычно нет спекуляций как таковых, в отличии от того, что мы можем наблюдать, к примеру, на фондовом рынке. Поэтому на внутреннем рыке пока никаких изменений цен на топливо ждать не стоит.

«Стоимость сырья продолжит расти в рамках прежней динамики, но государство ограничит повышение в рамках среднего уровня инфляции в стране. Однако в долгосрочной перспективе санкционные ограничения могут коснуться и внутреннего рынка», – считает Юшков.

Запреты окажут влияние в перспективе

Представитель фонда указывает на то, что запрета на экспорт энергоресурсов со стороны Запада нет. Сообщения об отказах получать российские поставки скорее выступают частью информационного давления. Если бы нефть у поставщиков РФ не забирали, то мы бы увидели, как останавливается отгрузка в портах.

«У отечественных компаний нет нужды реализовывать добытые объемы на внутреннем рынке из-за переизбытка производства. При этом нужно смотреть на то, какие ограничения будут применяться на практике вдолгую», – констатирует Юшков.

Эксперт ссылается на то, что необходимо понять, действительно ли оборудование, которое теперь будет запрещено поставлять в Россию, настолько востребовано, что его нельзя заменить. Это отразится на объемах добычи углеводородов в ближайшие полгода-год.

«Введенные санкции направлены на то, чтобы в дальнейшем повысить себестоимость добычи нефти в РФ, что сделает меньшее количество проектов рентабельными. Предложение со стороны государства в таких условиях будет снижаться вместе с доходами сектора, но очень планомерно», – заключает Юшков.

Автор: Евгений Рюмкин

Источник: Экономика сегодня, 25.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики