Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: Ограничение поставок российских углеводородов в ЕС - уже не фантастика

Игорь Юшков: Ограничение поставок российских углеводородов в ЕС - уже не фантастика

Евросоюз активно вводит санкции против России в связи с военной спецоперацией России на Донбассе. Больше всего под удар попала финансовая система. Однако есть ограничения, которые коснулись непосредственно нефтегазовой отрасли страны. Так, наложен запрет на ввоз в Россию оборудования для нефтепереработки.

О том, как это отразится на отраслях топливно-энергетического комплекса России Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Санкции по отношению к российскому нефтегазовому сектору России довольно ограниченные, как это не странно. Что мы видим: ограничение возможности кредитоваться на западных рынках. Это и так было с 2014-2015 годов. Фактически большинство компаний на западных рынках кредит получить и так не могли. Они шли либо в российские, либо в азиатские банки. Это не новость и существенно не ударит по компаниям.

Далее, ЕС запрещает поставки оборудования для нефтепереработки. Что это за оборудование пока до конца не понятно. Но в целом, российские НПЗ завершили очередную волну модернизации и достаточно уверены в техническом плане. Какое-то оборудование производится в России, что-то сможем купить у Китая. Это тоже существенного удара по отечественной нефтепереработке не даст.

Отказа от российской нефти и газа, несмотря на публикации в западных СМИ, мы тоже не видим. Другой вопрос: а каковы будут ответные удары российской власти? Пока она сосредоточена на военной операции и полноценных санкций в ответ не вводит. И вот здесь большой вопрос. Ведь США и ЕС применяют жесткие экономические санкции. Например, блокировка корреспондентских счетов ЦБ, что является практически попыткой забрать у России ее золотовалютные резервы. А это будет трактоваться российским руководством как переход всех красных линий, соответственно российское руководство может рассматривать любые ответные шаги, в том числе ограничение поставок углеводородов в страны, вводившие против нас санкции. Если раньше такая перспектива рассматривалась как фантастический сценарий, то теперь переходит в разряд рабочего. Мы видим, как обе стороны повышают ставки в своем противостоянии и с этим можно рассматривать вероятность контрсанкций с российской стороны, чего раньше никогда не было.

Если будут сокращения по чьей-либо инициативе, Газпрому придется сокращать добычу. Нефтяные потоки попытаются переориентировать, например, на азиатские рынки.

Экономические проблемы могут возникнуть с этой частью санкционного противостояния. Сейчас, как это не странно, в энергетике западные страны пытаются обойти эту отрасль, ведь они очень болезненно воспринимают любые остановки поставок российских углеводородов.

К слову, «Северный поток-2», который назывался одним из главных претендентов на санкции и то, пока не подвергся официальным санкциям со стороны ЕС. Министерство экономики ФРГ забрало свой отчет о влиянии проекта на энергобезопасность Германии у федерального агентства, которое производило сертификацию. И у последнего сейчас не полный пакет документов, чтобы продолжить процедуру сертификации. Поэтому процесс остановился. Но официального запрета и остановки проекта со стороны властей нет. Есть санкции со стороны США, но ЕС их не ввели.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 28.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики