Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин в Европе дорожает из-за энергокризиса и геополитики

Бензин в Европе дорожает из-за энергокризиса и геополитики

Стоимость литра топлива приблизилась к 2 евро

В странах Европы в январе – феврале 2022 г. розничные цены на бензин выросли в среднем почти на 7%. По данным платформы fuelo.net, сильнее всего за два месяца (к 1 марта) стоимость литра АИ–95 на АЗС поднялась в Румынии – на 14,2% до 1,41 евро. Самые высокие цены были зафиксированы в Нидерландах, где 1 марта цена литра АИ–95 составила 2,15 евро (на 5,4% дороже, чем в начале года). В Италии 1 л в среднем стоит 1,99 евро (+8,5%), в Греции – 1,89 евро (+8,3%), в Германии (+9,8%), Португалии (+8,2%) и Франции (+10,6%) – 1,88 евро, в Великобритании в пересчете на евро – 1,81 (+3,4%).

 
 
01.01.2022
01.03.2022
Изменение, %
Нидерланды
2,04
2,15
5,40
Италия
1,83
1,99
8,50
Греция
1,74
1,89
8,30
Германия
1,71
1,88
9,80
Португалия
1,73
1,88
8,20
Франция
1,70
1,88
10,60
Великобритания
1,75
1,81
3,40
Бельгия
1,67
1,79
7,60
Ирландия
1,73
1,78
3,00
Эстония
1,50
1,69
12,20
Испания
1,52
1,64
7,70
Латвия
1,47
1,58
8,00
Словакия
1,47
1,57
6,90
Литва
1,47
1,55
5,80
Австрия
1,43
1,55
8,20
Чехия
1,46
1,54
5,20
Хорватия
1,48
1,50
1,80
Словения
1,32
1,47
10,70
Румыния
1,24
1,41
14,20
Сербия
1,38
1,40
1,50
Болгария
1,23
1,34
9,10
Венгрия
1,27
1,28
1,00
Польша
1,27
1,19
−6,70
Европа
1,54
1,64
6,60

Стоимость моторного топлива в ЕС начала расти с августа 2021 г. вслед за нефтяными котировками. В октябре цена североморской марки Brent впервые с декабря 2014 г. поднялась выше $84 за баррель. На стоимость энергоресурсов повлияло ускорение экономического подъема в ЕС на фоне снятия ограничений, введенных для борьбы с коронавирусом. Владельцы электростанций вынуждены были вместо стремительно дорожающего газа использовать более дешевые мазут и уголь. Это также подстегивало цены на продукты нефтепереработки («Ведомости» писали об этом 15 и 29 сентября). А ставка стран ЕС на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) сыграла против них: безветренная погода создала энергодефицит из–за резкого снижения выработки ветростанций (ВЭС) летом 2021 г.

По данным биржи ICE, 1 марта 2022 г. стоимость ближайшего майского фьючерса на поставки Brent поднялась до $104 за баррель, достигнув уровня октября 2014 г. Баррель WTI c поставкой в апреле стоит $101. С 24 февраля дополнительное давление на нефтяные котировки оказывает геополитическая ситуация, связанная с проведением Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

В Европе цены на бензин растут прежде всего из–за подорожания нефти, на которую среди прочего в последние недели также давит ситуация на Украине, говорит гендиректор «Infoline–аналитики» Михаил Бурмистров. Рынок, по его словам, опасается возможного сокращения объемов поставок из России. По мнению аналитика, геополитический фактор, играющий сейчас ключевую роль на рынке, создает дополнительную неопределенность, поэтому в первой половине марта 2022 г. рост цен на бензин в ЕС может ускориться. Бурмистров предполагает, что цены на европейских АЗС в этот период могут вырасти еще на 10–15%.

С ним согласен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Помимо геополитики, по словам эксперта, на подорожание бензина в Европе также влияет взятый странами ЕС курс на снижение углеродного следа и переход на зеленую энергетику. Часть собранных топливных налогов направляются в виде субсидий на поддержку ВИЭ. «Увеличение уровня налогов для целей энергоперехода приводит к росту цен на бензин для конечных потребителей. Этот процесс можно было бы замедлить, но тогда это притормозит также и программу декарбонизации. Но на это власти ЕС пойти не готовы», – сказал он. Симонов прогнозирует, что рост цен на бензин в ЕС продолжится минимум до апреля.

Директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова отмечает, что не только нефть, а все углеводороды сейчас растут в цене из-за «военной» премии. «Дальнейшие же краткосрочные изменения цен как в ту, так и в другую сторону также будут происходить по мере развития ситуации вокруг Украины», – подчеркнула эксперт, добавив, что до конца года ожидать снижения цен на нефть ниже $85–90 за баррель не стоит. Белова напомнила, что Европа с начала 2000-х гг. проводит планомерную политику по сокращению зависимости от российских углеводородов, а текущее обострение на Украине этот процесс только ускорит. «Но говорить об отказе ЕС от российской нефти в обозримой перспективе преждевременно», – добавила она.

Авторы: Матвей Катков,Александр Соколов

Источник: Ведомости, 01.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики