Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции помогли снизить цены на бензин в России

Санкции помогли снизить цены на бензин в России

Введённые западными странами ограничения положительно отразились на российских автомобилистах. Цена на бензин в России начала снижаться, при этом не нанося сильного удара по прибыли бизнеса.

После введения очередного пакета жестких санкций биржевые цены на виды российского топлива стали снижаться. Накануне стоимость бензина марок Аи-92 и Аи-95 упала более чем на 4% после падения примерно на 6% днем ранее.

Повлияла совокупность факторов

2 марта цена бензина Аи-92 по территориальному индексу Европейской части России понизилась еще на 4,31% до 44,8 тысяч рублей за тонну, а Аи-95 — на 3,56% до 47,3 тысяч рублей.

 

Заметно снизились в цене межсезонное дизельное топливо — до 53,6 тысяч рублей (сокращение на 2,35%) и зимнее дизельное топливо — 52,5 тысяч рублей (сокращение на 3,67%). Стоимость летнего топлива в среду не изменилась.

Изменения стоимости бензина начали отмечать и в некоторых регионах России. Так, в Салехарде заметили, что цена на топливо на заправках «Роснефти» снизилась на полтора рубля. Отметили падение стоимости и во Владивостоке — на разных АЗС падение составляло от 60 копеек до 4,5 рублей.

Реальное влияние на российский рынок, как заявил «Эксперту» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, оказывают даже не цены на нефть, которые из-за общего кризиса становятся в мире запредельными, а, скорее, котировки на моторное топливо, наблюдающиеся на западных площадках. 

«Последние три года цены на моторное топливо у нас сильно завесили от внешних котировок. То есть от того, сколько бензин в рублях стоит на внешних площадках. Но в виду автоматического санкционного отключения компаний от западных бирж, нефтепродукты стали ориентироваться на внутренние показатели. При этом, когда падают биржевые котировки, снижаются оптовые цены, позволяя сокращать цены и в розницу», — сообщил Александр Фролов.

Кроме того, снижение стоимости бензина связано с логичным падением спроса в России, в том числе из-за смены сезона. Так, например, цена на зимнее дизельное топливо росла с конца ноября 2021 года по середину января этого года. Сейчас с ранним приходом теплой погоды потребности в зимнем дизеле снизились. Также, добавил Фролов, чрезвычайно высокий подъем цен был вызван неоптимизированными налоговыми режимами.

«Что касается, такой продукции как пропан и бутан, которая у нас является распространенным видом моторного топлива, то тут снижение цен происходит на фоне ограничений экспорта, возникших невольно. И, соответственно, производство на рынке расширилось. Это без учета того факта, что причины, которые привели к удорожанию данного продукта, были устранены еще во второй половине 2021 года», — подчеркнул эксперт.

Таким образом, как полагает Александр Фролов, текущее снижение цен на топливо в РФ нельзя назвать исключительно последствием санкций. Однако они, а также реакция бизнеса, сыграли свою, как не странно, но положительную роль для потребителя. 

«То есть мы видим, что в ряде случаев сыграло снижение спроса, где-то сезонный фактор, есть фактор легкой истерики, фактор оптимизации правил торгов. И за счет этого всего вместе и снизились цены на все основные продукты за исключением реактивного моторного топлива», — заметил эксперт.

На данный момент, считают эксперты, однозначного ответа на то, как повлияет ограничительная политика стран Европы и США на рынок топлива России в будущем, нет. Кроме того, кардинальные изменения в налогообложении, которые могли бы повлиять на стоимость бензина, сейчас вряд ли возможны.

«Последние годы бензин дорожал сразу из-за двух факторов: из-за роста налоговой составляющей и возрастающего влияния западных площадок на площадки внутрироссийские. Влияние росло в силу снижения экспортной пошлины, хотя показатели компенсировали. Сама налоговая составляющая составляет до 70% в цене. Я уже вижу какие-то предложения, что надо снизить цены на энергоресурсы, чтобы поддержать экономику. Но бензин является продуктом с косвенным налоговым обложением. Покупая литр бензина, вы спонсируете ремонт дорог, например. Поэтому сокращение налога — это вряд ли выполнимо», — считает Александр Фролов.

Прибыль компаний сохранится

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович полагает, что дальнейшее снижение цен на бензин будет иметь временный и, скорее, локальный характер.

В тоже время Александр Фролов полагает, что некоторое дальнейшее снижение все же может произойти, если продолжится тесное сотрудничество государства с вертикально-интегрированными компаниями, которые будут косвенным образом сохранять статус регуляторов рынка и контролировать стоимость топлива. При этом сам бизнес может иметь на внутреннем рынке по-прежнему хорошую прибыль.

«Если сейчас биржевые котировки сохранятся на плюс-минус текущих уровнях — это создаст предпосылки для снижения цен в рознице. При текущих биржевых ценах получается, что оптовая цена литра снизилась примерно 34 рубля. Это на 10 рублей меньше, чем полтора месяца назад. Прибавим НДС — 20%. Плюс моржа. Таким образом, компании смогут продавать топливо до 45 рублей без учета доставки, сохраняя хорошую прибыль. Получается, моторное топливо может подешеветь в пределах 1-2 рублей на литр», — заметил эксперт.

При этом, по его мнению, сами санкции никак не затрагивают поставки топлива на внутренние рынки, а Россия мало зависима от импорта соответствующих продуктов. Под угрозой остаются внешние поставки, но даже они, вероятнее всего, не будут остановлены.

«Нашим западным партнерам страшно накладывать санкции на энергетику. Это не безболезненно, в том числе и для розничного рынка. Логистика уже дорожает, а если введут такого рода ограничения, то цена за нее взметнет в небо. Для нас же внутри страны в текущих условиях значимых предпосылок для роста цен на топливо нет. Они могут даже сократиться, если государство предпримет советующие меры. Но, конечно, гарантировать это пока никто не может», — заключил Александр Фролов. 

Спотовая цена на газ в Европе днем 3 марта продолжает резко расти, прибавив к стоимости по сравнению с уровнем закрытия вторника, 1 марта, 42%.

Цена ближайших (апрельских) фьючерсов на хабе TTF достигла пробила отметку в $2000 за тысячу кубов и торгуется по $2011, в то время как во вторник торги завершились на уровне $1418, согласно данным биржи ICE Futures.Это новый максимум с начала года. Исторический максимум цены был зафиксирован 21 декабря 2021 года, когда тысяча кубометров газа стоила $2138 и при нынешних темпах роста цен до него осталось совсем немного, считают эксперты. Средняя цена на TTF за февраль была на уровне $935.

Помимо сложной политической ситуации вокруг Украины, на этой неделе в Европе наблюдается небольшое снижение температуры и резкое уменьшение выработки электроэнергии за счет возобновляемых источников - ветрогенерации.

Цена на газ в Европе на открытии торгов 28 февраля растет более чем на 35%, передает ТАСС. В настоящее время показатель превышает $1450 за 1 тыс. кубометров, свидетельствуют данные лондонской биржи ICE.Цена апрельских фьючерсов на хаб TTF в Нидерландах выросла до $1454 США за 1000 кубометров, или 126 евро за МВтч (исходя из текущего обменного курса евро к доллару, цены ICE представлены в евро за МВтч).

Рост биржевых котировок на газ наблюдается на фоне того, что США, ЕС, Великобритания, а также ряд других государств объявили о введении санкций против ряда российских юридических и физических лиц после того, как президент России Владимир Путин в своем обращении к нации 24 февраля объявил о проведении специальной военной операции на Украине. Решение было принято в ответ на обращение лидеров республик Донбасса о военной помощи. 

Вторая по величине в Финляндии торговая сеть S-ryhmä убирает с полок товары из России, из-за российской военной операции на Украине, сообщает ТАСС, ссылаясь на пресс-службу концерна.

«S-ryhmä решила изъять товары российского производства из розничной продажи из ассортимента своей сети супермаркетов в Финляндии. То, что сейчас происходит в Украине, совершенно предосудительно», - говорится в докладе.Уточняется, что из продажи будут исключены продукты питания, спортивный инвентарь, текстиль и товары народного потребления российского производства. Всего с полок исчезнет около 50 наименований. Ранее в пятницу концерн принял аналогичное решение в отношении своих магазинов в Эстонии. S-ryhmä («Es-Group») входит в концерн SOK, управляет более чем 500 продуктовыми и продуктовыми магазинами в Финляндии с 1904 года.

О начале военной операции объявил 24 февраля в своем обращении к нации президент России Владимир Путин, целью он назвал демилитаризацию Украины. В обращении президент заявил, что обстоятельства «требуют решительных и немедленных действий» поскольку республики Донбасса обратились за помощью к Москве. Позже в Минобороны России подчеркнули, что российские военные не наносили ударов ни по одним городам Украины: военная инфраструктура выводится из строя высокоточными средствами.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 02.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики