Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост нефти и падение рубля: что будет с ценами на бензин

Рост нефти и падение рубля: что будет с ценами на бензин

Autonews.ru опросил экспертов, чтобы выяснить, ждать ли резких колебаний цен на бензин из-за падения курса рубля, роста стоимости нефти и тяжелой геополитической ситуации
Мировые цены на нефть продолжают расти. Это повышение происходит на фоне сильного падения курса рубля. Как эти события могут отразиться на ценах на бензин и к чему готовиться российским автомобилистам — в материале Autonews.ru.

Стоимость бензина и нефти

Одним из самых распространенных заблуждений является мнение о том, что цены на бензин на 100% зависят от стоимости нефти. Однако, как утверждают эксперты, это абсолютно неверно, во всяком случае в России.

«Отечественным автомобилистам в первую очередь надо помнить, что российские цены на бензин со стоимостью нефти не связаны вообще никак. В нашей стране цена на топливо в основном состоит из налогов. Сейчас эта доля более 75%», — рассказал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев.

Нефть за $90, но цены на бензин не меняются: как это возможно?

Как объяснил эксперт, еще 20% цены составляют затраты на переработку и транспортировку бензина, а на долю нефтяников приходится всего 2%, «Наконец оставшиеся 3% это расходы, которые распределяются по остальным статьям в зависимости от региона», — подчеркнул Танкаев.

Похожую точку зрения высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По словам эксперта, стоимость топлива на внутреннем рынке России не зависит напрямую от нефти на мировом рынке. Он подчеркнул, что регулирование цен на топливо на внутреннем рынке происходит с помощью специальных инструментов, например механизма демпфирующей надбавки.

«Основная задача государства за последние годы работы с этим механизмом состояла в удержании роста цен на топливо в уровень инфляции. Однако в нынешних условиях сложно сказать, что будет целевым показателем. Совершенно очевидно, что уровень инфляции будет очень большим. Думаю около 20%», — отметил эксперт.

Что происходит с ценами на бензин сейчас

По словам доцента кафедры экономической теории РЭУ Олега Чередниченко, за прошедшую неделю оптовые цены на топливо (в зависимости от вида продукта) снизились на 6—10%. При этом эксперт подчеркнул, что говорить о проецировании этого тренда на розничные цены на АЗС не приходится — получен лишь эффект фиксирования цен на уровнях прошлой недели.

«Причины возникновения такой ситуации лежат в плоскости двух ключевых факторов. С одной стороны, практически остановлен внешний рынок и, соответственно, он не может использоваться в качестве индикатора изменения внутренней конъюнктуры и триггера рост. А с другой — повышенная до 20% ключевая ставка, «толкнувшая» цены на кредиты до 25-30% годовых. Ввиду такого изменения были резко ограничены возможности спекулянтов и, как следствие, остановился спекулятивный разгон цен на бирже», — объяснил Чередченко.

По данным Федеральной служба государственной статистики (Росстат), средняя цена на литр бензина в России за период с 18 по 25 февраля составила 50,91 рубля. Дизельного топлива до 55,04 рубля за литр.

Как может меняться стоимость бензина

По словам Чередниченко, ожидать существенного снижения цен в рознице в перспективе ближайших месяцев не следует. Впрочем, сильного повышения стоимости пока также не предвидится.

«Ретейлеры будут компенсировать свою недополученную прибыль, а — вернее сказать — балансировать на уровне рентабельности, как и в течение последних двух лет. Дальнейшие изменения на рынке прогнозировать затруднительно: все будет зависеть от геополитики и, как следствие, возможностей внутреннего спроса», — заключил эксперт.

Рустам Танкаев также считает, что резких колебаний цен на бензин в России сейчас ждать не стоит. При этом он подчеркнул, что многое в этом вопросе будет завесить от правильности действий экономического блока власти.

«Скорее всего, сейчас будут разблокированы разного рода стабилизационные фонды. Какую-то их долю, наверняка, отправят для укрепление рынка бензина. В таким случае есть вероятность, что цены на бензин и дизельное топливо станут постоянными», — пояснил эксперт.

В свою очередь, научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев предупредил, что рост цен на бензин не исключен, если их не регулировать. Причинами увеличения стоимости топлива, в том числе, может стать и нынешний курс доллара по отношению к рублю.

«У нас рынок на все резкие изменения реагирует ростом цен. Кроме этого, наши нефтяные корпорации живут в долларе, и в их логике рост доллара автоматически означает рост цены в рублях. Наконец, наличие в нефтяной отрасли концернов не позволяет сбить цену за счет конкуренции», — сказал эксперт.

С ним согласен и Игорь Юшков. По его словам, бензин может подорожать из-за обесценивания рубля. «В такой ситуации будут дорожать все продукты, которые есть у нас в стране. Российский рубль будет девальвироваться, поэтому не исключено, что и топливо будет дорожать примерно в том же диапазоне. Мы говорим все о тех же 20%», — резюмировал эксперт.

Источник: Autonews.ru, 05.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики