Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкционный бумеранг: как ограничения в отношении Москвы могут отразиться на экономике Европы

Санкционный бумеранг: как ограничения в отношении Москвы могут отразиться на экономике Европы

Цены на газ в Европе обновили исторический рекорд и впервые приблизились к $2300 за 1 тыс. кубометров. По словам экспертов, потребители в ЕС активно закупают топливо, поскольку опасаются прекращения поставок из России. В рамках санкционной политики в отношении Москвы Евросоюз заблокировал проект «Северный поток — 2». Между тем покупка газа у альтернативных поставщиков может обойтись гораздо дороже, что ударит по экономике стран региона, не исключают специалисты. Более того, уже объявленное отключение российских банков от SWIFT и уход европейских компаний из РФ приведёт к серьёзным убыткам для ЕС, уверены экономисты. Ситуацию может усугубить начинающийся в Европе новый миграционный кризис.

В четверг, 3 марта, цены на газ в Европе установили исторический рекорд. Во время торгов стоимость топлива на хабе TTF в Нидерландах поднималась на 20% и впервые за всё время наблюдений достигала €199,99 за МВт⋅ч, или около $2286 за 1 тыс. кубометров. Об этом свидетельствуют данные лондонской биржи ICE.

За последние две недели газ в Европе подорожал более чем в два раза. По словам экспертов, такая динамика во многом связана с началом военных действий на территории Украины и введением целого ряда западных санкций в отношении Москвы.

«Есть риск снижения поставок топлива в ЕС по газотранспортной системе Украины. Также масла в огонь подлила информация о том, что «Газпром» остановил прокачку по газопроводу Ямал — Европа. Европейцы боятся сокращения поставок сырья из России и пытаются закупиться впрок, из-за чего и растёт цена», — объяснил RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Напомним, 21 февраля Владимир Путин объявил о признании независимости ДНР и ЛНР, а 24-го сообщил о начале спецоперации по защите республик Донбасса от агрессии со стороны Украины. В ответ Евросоюз, США и ряд других стран объявили о введении антироссийских ограничений. Рестрикции, в частности, коснулись компаний и банков страны, а семь кредитных организаций было решено отключить от системы SWIFT.

Санкции также затронули поставки высокотехнологичной продукции в Россию. Помимо этого, ЕС и Штаты закрыли своё воздушное пространство для российских самолётов, а ряд западных компаний объявили о прекращении своей работы в РФ. Наряду с этим была заморожена половина золотовалютных резервов Центробанка и отменена сертификация газопровода «Северный поток — 2».

«Конечно, некоторые санкции стали для нас неожиданностью. Речь идёт, например, о заморозке части резервов, что, по сути, можно трактовать как воровство. Однако многие решения были вполне ожидаемы. Мы сейчас получаем серьёзный удар по финансовой системе, экономике и благосостоянию, но Россия выдержит. Вместе с тем ограничения бьют по интересам всех европейских стран, и в значительной степени Европа сейчас наказывает саму себя», — отметил в разговоре с RT председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Любопытно, что ещё 22 февраля, когда газ на европейском рынке торговался вблизи $850—930 за 1 тыс. куб. м, зампред Совбеза России Дмитрий Медведев предупреждал о рисках блокировки «Северного потока — 2» для ЕС и угрозе роста цен до $2000 за тысячу кубов. На Украине тем временем призывают Евросоюз вовсе отказаться от закупок газа и нефти у России. Однако, как объясняют эксперты, сейчас Европе особенно необходимы дополнительные объёмы энергосырья, поскольку в резервах стран региона наблюдается острая нехватка топлива.

«Европе нужно много импортного газа именно сейчас, потому что сырьё в подземных хранилищах практически закончилось. В настоящий момент Евросоюз ещё больше зависит от российского газа, чем даже месяц назад, а альтернативных поставщиков у ЕС нет. В качестве альтернативы можно было бы заменить газ на уголь или нефть, но и эти ресурсы идут в основном из России», — констатировал в беседе с RT ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По последним данным Ассоциации газовой инфраструктуры Европы (GIE), хранилища стран Евросоюза суммарно заполнены менее чем на 28,7%. Наименьшими запасами топлива сегодня располагают Франция (21,64%) Нидерланды (20,89%), Болгария (20,29%), Бельгия (18,79%), Австрия (16,94%) и Хорватия (16,84%).

На фоне рекордного повышения стоимости газа европейские страны сталкиваются и с ажиотажным удорожанием электроэнергии. Так, например, во Франции и Германии с начала 2022 года цены выросли примерно в четыре раза — до €359 и €364 за МВт⋅ч соответственно, свидетельствуют данные биржи Nord Pool.

Также в государствах еврозоны наблюдается общий рост потребительских цен. По предварительным подсчётам Евростата, в феврале уровень годовой инфляции в странах региона достиг 5,8% — максимального значения за всю историю.

«Сырьё играет значимую роль в ценообразовании всех продуктов. По мере удорожания топлива у компаний увеличиваются расходы не только на тепло и электроэнергию, но и на логистику. Поэтому наблюдаемое повышение котировок нефти и газа неизбежно приводит к росту всех цен в Европе», — объяснил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

По его словам, в нынешних условиях с серьёзными трудностями рискует столкнуться Германия. Возможное сокращение поставок топлива из России может ударить, например, по химической промышленности страны. Предприятиям придётся искать других поставщиков, а это потребует времени. Между тем стоимость производимой продукции будет заметно расти, и товары уже не смогут конкурировать на международном рынке, предположил Оленченко.

«Вслед за этим может замедлиться рост ВВП Германии, а ФРГ, как известно, является основным донором Евросоюза. На долю страны приходится около 21,3% в экономике ЕС, и большинство государств объединения сегодня являются потребителями тех средств, которые поступают из Германии, Франции и Италии. Сокращение немецкой доли соответственно приведёт к уменьшению субсидий для небольших стран ЕС, таких как государства Балтии», — добавил Оленченко.

«Равносильно выстрелу в ногу»

В 2021 году почти 40% потребляемого в Евросоюзе газа пришлось на долю именно российского топлива. Такие данные 3 марта представило Международное энергетическое агентство (МЭА).

В организации уже разработали план по снижению зависимости ЕС от газа из России. Например, МЭА предлагает Европе отказаться от новых контрактов с «Газпромом» и в качестве альтернативы нарастить закупки у Азербайджана и Норвегии. Помимо этого, в агентстве считают необходимым ускорить замену газовых котлов в домах на тепловые насосы, а также наращивать мощности солнечной и ветровой электроэнергии. В то же время рядовых европейцев призывают понизить температуру отопления помещений на 1 °С.

Как полагают в МЭА, уже в текущем году эти инициативы позволят ЕС сократить импорт газа из России более чем на треть, а при дополнительных мерах — на 50%. Вместе с тем такое решение приведёт к серьёзным финансовым потерям для Евросоюза, уверен директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

«Я сомневаюсь, что Европа сможет полностью заменить российский газ. Конечно, они могут попробовать сократить поставки на 50% или даже на 70%, но только при очень высоких затратах. Покупка топлива у альтернативных поставщиков обойдётся гораздо дороже, чем у России. То есть на такой шаг можно пойти только за счёт экономических убытков, что равносильно выстрелу в ногу», — отметил собеседник RT.

Похожей точки зрения придерживается и заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Абрамов. По его словам, отказ от российских энергоресурсов может привести к экономическому спаду в Европе.

«В данном случае стоит говорить даже не о высокой инфляции, а именно о рецессии. Исключение России из списка поставщиков энергоресурсов приведёт к росту цен на нефть до $150 за баррель и закреплению стоимости газа стабильно выше $2000 за 1 тыс. кубометров. Это, в свою очередь, вполне конкретный риск экономического спада для ЕС», — считает Абрамов.

Деловой отход

По мнению экспертов, серьёзный обоюдный урон ЕС и Москве может нанести отключение российских банков от системы SWIFT. Напомним, с помощью платформы контрагенты отправляют друг другу уведомления о платежах, что позволяет оперативно проводить расчёты за товары и услуги. Отсутствие такого механизма может замедлить торговлю, уверен Владимир Оленченко.

«Отключение от SWIFT приведёт к замедлению банковских операций и оборота денег, а следовательно — к торможению экономических процессов и сокращению производства товаров. Это всё произойдёт не в один день, но цикл уже можно считать начатым. Видимо, нынешнее политическое руководство ЕС несвободно в своих решениях. А если и свободно, то недальновидно», — считает эксперт.

Отметим, что в 2021 году объём товарооборота между Россией и Евросоюзом превысил $283 млрд. На сегодняшний день ЕС является крупнейшим торговым партнёром Москвы. В свою очередь, Россия входит в пятёрку главных внешнеторговых партнёров объединения. Об этом свидетельствуют данные Евростата и Федеральной таможенной службы.

Аналитики отмечают, что уход целого ряда европейских компаний с российского рынка приведёт к дополнительным убыткам для предприятий ЕС. По мнению Александра Абрамова, в настоящий момент бизнес действует спонтанно и принимает не до конца просчитанные решения. Впрочем, по мере стабилизации обстановки компании начнут возвращаться, поскольку не захотят терять прибыль, предполагает специалист.

«Европа, конечно, может пережить такие потери, но в этом случае существенно ухудшатся параметры работы европейских компаний в автомобилестроении, энергостроении и других сферах. Дополнительно замедлится рост экономики, а предприятиям потребуется финансовая поддержка», — добавил Абрамов.

По мнению Владимира Оленченко, сегодня действия европейских компаний разрушают миф о независимости западного бизнеса. Это, в свою очередь, подрывает к ним доверие на мировом рынке и одновременно бьёт по имиджу, считает специалист.

«Раньше было много замечаний и претензий в адрес России, что бизнес в стране тесно связан с государством. Но оказалось, что на Западе он не просто связан, а зависим. Своим массовым уходом с российского рынка компании демонстрируют почти армейскую дисциплину. Западная политика основывается на мифотворчестве, а оно сейчас понесло серьёзный урон», — подчеркнул Оленченко.

Любопытно, что опасность антироссийских санкций для экономики Европы признают и сами власти ЕС. Об этом, в частности, 1 марта заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

«Я прекрасно понимаю, что эти санкции ударят и по нашей экономике тоже. Я это знаю. Мы жили два года в условиях пандемии и сейчас очень надеялись заняться экономикой и социальной сферой. Однако я уверена, что европейцы прекрасно понимают, что нам нужно противостоять этой агрессии. Да, защита нашей свободы будет иметь цену. Но это решающий момент, и эту цену мы готовы заплатить», — подчёркивала глава ЕК.

Маршрут перестроен

Как отмечают эксперты, на фоне возникших экономических угроз из-за санкций против России Европа вновь сталкивается с проблемой беженцев. По последним оценкам ООН, за неделю количество граждан, уехавших из Украины в соседние страны, составило 1 млн человек.

«В 2015—2016 года мы уже видели массовый заход беженцев в Европу. Тогда их число оценивалось в 2—2,5 млн, и для ЕС это рассматривалось как катастрофа. В результате возникли большие сложности в отношениях между странами объединения. Сейчас можно ожидать похожих проблем, хоть и в меньшем объёме», — отметил Владимир Оленченко.

По словам Анатолия Аксакова, вызовом для ЕС станет и закрытие воздушного пространства России. Операторы будут вынуждены строить маршруты в облёт страны, что приведёт к дополнительным издержкам для компаний и пассажиров.

«Такие полёты будут бить по карманам европейских налогоплательщиков. Одновременно с этим бизнес ЕС будет нести убытки от прекращения сотрудничества с нами, а высокие цены на газ — бить по благосостоянию граждан и экономике. Как только европейцы ощутят на себе обратный эффект от санкций, они могут быстро пересмотреть своё отношение к действующей власти», — заключил Аксаков.

Авторы: Владислав Иванов, Владимир Цегоев, Ксения Чемоданова

Источник: RT, 03.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики