Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Снижение экспорта газа из РФ поставит крест на планах ЕС по декарбонизации

Снижение экспорта газа из РФ поставит крест на планах ЕС по декарбонизации

Для энергетического перехода (отказа от нефти и угля) Германии нужен газ, но не из России, заявил глава минэкономики Германии Роберт Хабек, сообщает РИА Новости.

Схожие заявления ранее были сделаны в других европейских странах, а также высокопоставленными чиновниками Евросоюза. Например, глава международной дипломатии ЕС Жозеп Боррель признал, что быстро отказаться от поставок энергоресурсов из России нельзя, но ЕС будет стремиться к сокращению закупок.

Европейские планы по декарбонизации экономики и энергопереходу изначально выглядели немного утопично, но если сейчас страны Старого Света еще и начнут снижать экспорт российского газа, декарбонизация станет не научной фантастикой, а классическим фэнтези. Возможности Европы для замены даже части объемов российского экспорта газа ограничены, если не сказать, что стремятся к нулю. Существующие газопроводы не из России либо загружены по максимуму, либо не имеют достаточной ресурсной базы для увеличения поставок. Конкурировать за лишние объемы сжиженного природного газа (СПГ) придется с Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, чей рынок СПГ в три раза больше европейского.

Энергопереход и декарбонизация подразумевают глобальную реформу энергетики и перенастройку всей экономики Европы. Заниматься такими делами возможно только в период экономического роста. А его обязательными условиями являются - отсутствие дефицита энергии, и ее доступность, которые обеспечиваются бесперебойными поставками ресурсов. По всем этим пунктам дела в Европе сейчас обстоят не очень хорошо. Биржевые цены на газ сейчас превышают 2300 долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, за эти деньги в России можно купить больше 30 тыс. кубометров газа.

Декарбонизация экономики - занятие очень дорогое, отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Валерий Андрианов. По оценкам международного энергетического агентства (МЭА), на создание и внедрение экономически окупаемых технологий в области альтернативной энергетики потребуется порядка 4 трлн долларов ежегодно, что эквивалентно 4% мирового ВВП. Такие расходы возможны только при относительно умеренных текущих затратах на энергоносители. Экономика Европы просто не потянет газ по 3000 долларов за тысячу кубометров, нефть по 150-200 долларов за баррель, плюс к этому огромные инвестиции в энергопереход. Придется вспомнить про старый добрый уголь, если не про дрова, иронизирует эксперт.

Здесь можно только добавить, что развитие "новой энергетики" на основе возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) подразумевает огромные инвестиции, в том числе государственные. Эксперты международной консалтинговой компании McKinsey подсчитали, что на глобальный энергопереход миру потребуется 275 трлн долларов. Европа богата, но едва ли ее население одобрит целенаправленное снижение уровня жизни, рост цен на продукты, товары и услуги в период экономического спада.

Впрочем, отказ от декарбонизации экономики и планов по энергопереходу Европы может пройти и совсем по другому сценарию, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, снижать поставки наших углеводородов Европа будет - это стратегический выбор, причем не только их, но и наш, мы тоже уже смотрим в сторону других рынков сбыта. За один и даже два года ощутимого результата не будет, а вот лет за 10 структура их импорта и нашего экспорта может сильно поменяться. И тогда получая, например, американский СПГ, Европа вполне может объявить его "зеленым" и безопасным для экологии. Все дело в том, что с самого начала вся эта "зеленая" история имела экономические корни, и использовалась для выжимания с рынка неугодных Западу поставщиков нефти и газа, поясняет эксперт.
 
Автор: Сергей Тихонов
 
Источник: Российская газета, 06.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики