Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Снижение оптовых цен бензина создает риски для НПЗ

Снижение оптовых цен бензина создает риски для НПЗ

На АЗС моторное топливо может начать дешеветь в ближайшие пару месяцев

Оптовые цены на бензин в России 9 марта продемонстрировали самое сильное снижение минимум за год. Марка АИ-92 подешевела на 8,8%, до 39 300 руб. за т, АИ-95 – на 11,8%, до 40 990 руб. за т, свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).

Цена топлива снижается после начала Россией 24 февраля военной спецоперации на Украине, в ответ на которую против РФ были введены новые пакеты санкций США, Евросоюза и еще ряда стран. Экспортеры нефти и нефтепродуктов стали испытывать трудности с поставками в страны, которые ввели ограничения (в частности, для захода российских судов были закрыты европейские порты).

С 21 февраля по 9 марта оптовые цены на АИ-95 в России снизились на 25%, АИ-92 – на 23%. Цены на АЗС, по данным Росстата, за этот период практически не изменились. При этом за тот же период баррель Brent подорожал на 42,4% – до $131 за баррель, WTI – на 38,6% – до $126 за баррель.

Падение оптовых цен на бензин несет риски снижения объемов преработки нефти в России и затронет, прежде всего, экспортноориентированные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) с простой переработкой, говорится в обзоре от 9 марта исследовательской группы «Петромаркет». В январе – феврале 2022 г. производство бензина в России выросло на 7,3% к тому же периоду 2021 г., до 6,88 млн т, следует из данных ЦДУ ТЭК. В целом объем нефтепереработки за два месяца вырос на 6,3%, до 47 млн т.

Также в обзоре «Петромаркета» отмечается, что увеличение ключевой ставки ЦБ до 20% привело к удорожанию банковского финансирования, которое привлекают для совершения сделок биржевые покупатели. А это привело к резкому падению биржевого спроса, как на бензин (на 24% до 29 400 т в сутки), так и на дизельное топливо (на 49% до 44 700 т). Кроме того, из-за геополитической напряженности «возникли существенные ограничения в отношении экспорта российских нефтепродуктов», что заставило участников рынка переориентироваться на внутренних потребителей, говорится в обзоре. В частности, по предварительным оценкам, отгрузка бензина и дизтоплива с НПЗ на экспорт железнодорожным транспортом с 25 февраля по 5 марта в среднесуточном выражении сократилась на 54% и 62% относительно среднего значения за первые 24 дня прошлого месяца – до 7000 т для каждого продукта.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 г. из России было экспортировано 4,4 млн т бензина (–24,5% по сравнению с 2020 г.) на сумму $2,55 млрд.

При этом в исследовании отмечается, что мелкооптовая и розничная маржа реализации автобензина за неделю с 28 февраля по 4 марта резко выросла: по АИ-92 более чем в 3 раза до 10 050 руб./т, для АИ-95 – более чем в 2 раза до 11 610 руб./т.

Падение оптовых цен во многом объясняется повышением ключевой ставки Банком России, из-за чего коммерческие банки также были вынуждены поднять ставки, некоторые из них – до 30-32%, отметил вице-президент Независимого топливного союза (НТС, объединяет не принадлежащие нефтяным компаниям небольшие АЗС) Дмитрий Гусев. При это он подчеркнул, что между изменениями оптовых цен и розничных есть «обусловленный логистическими особенностями временной лаг», в 1–2 месяца.

«Сейчас розницу поддерживают цены, сформировавшиеся на бирже в середине января 2022 г.», – уточнил он. По данным СПбМТСБ, 14 января 2022 г. т АИ-95 стоила 55 304 руб., АИ-92 – 52 541 руб. При этом Гусев отметил, что падения цен на АЗС стоит ожидать в ближайшие две недели, но благоприятная ситуация для независимых игроков долго не продлится.

По словам Гусева, в России сегодня около 23 000 АЗС, из которых около 15 000 являются независимыми, но на их долю приходится менее 40% от совокупного объема реализуемого на АЗС топлива (остальное продают сети, принадлежащие вертикально-интегрированным нефтяным компаниям).

«Сложилась парадоксальная ситуация, когда при высоких рыночных ценах на нефть производителям приходится перенаправлять экспортные объемы на "домашний" рынок, что и приводит к снижению цен [на российском рынке]», – отметил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Но для НПЗ, в отличие от розничных продавцов моторного топлива, это негативный сценарий, согласен Симонов с выводами аналитиков «Петромаркета». «Это неприятно для НПЗ, но не критично. Потери производители смогут компенсировать за счет экономии на сырой нефти, цена на которую внутри России также снизилась», – добавил он.

Старший аналитик «Альфа-банка» Никита Блохин согласен с этим: «Снижение спроса и цен на СПбМТСБ не окажет существенного влияния на финансовые показатели ВИНКов, владеющих собственными АЗС». Тем не менее, как отмечает эксперт, независимые НПЗ (не принадлежащие ВИНКам) могут столкнуться с определенными трудностями в части сохранения маржи, если текущая ситуация на рынке «сохранится в среднесрочной перспективе».

Блохин также не исключает, что независимые игроки могут столкнуться со сложностями в реализации собственной продукции. «Производители нефтепродуктов сегодня вынуждены перенаправлять экспортные объемы на внутренний рынок России, и без того перенасыщенный сформированными в 2021 г. запасами. По оценке аналитика, на сегодняшний день свободные запасы бензина в России составляют порядка 1,96 млн т, а запасы дизтоплива достигли 3,26 млн т.

В России около трех десятков НПЗ, наиболее мощные из них принадлежат ВИНКам. Крупнейшие независимые предприятия: Антипинский НПЗ в Тюменской области мощностью 7,5 млн т (в 2019 г. признан банкротом, в мае 2021 г. приобретен на торгах компанией «Русинвест»), Новошахтинский завод нефтепродуктов, Ильский НПЗ, Хабаровский НПЗ, Нижнекамский НПЗ и Краснодарский НПЗ.

«Ведомости» направили запросы в «Лукойл»», «Татнефть», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз».

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 09.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики