Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польская «дерусификация экономики» стала прямой угрозой странам ЕС

Польская «дерусификация экономики» стала прямой угрозой странам ЕС

Польша не откажется от наших энергоресурсов, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, иначе бы эта страна разорвала контракты с «Газпромом» и другими российскими компаниями.

Польша занялась «дерусификацией экономики»

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Варшава инициировала программу «дерусификации экономики», основанную на отказе от российских газа, нефти и угля. Варшава планирует распространить эти меры на европейскую экономику.

Моравецкий и польский кабинет министров распространяют странные заявления на тему «антипутинского щита», но в энергетике они ничего не смогут сделать.

Зависимость Евросоюза от российских нефти, газа и угля объективна и известна всем: 27 стран объединения не могут ввести эмбарго на российские ресурсы, в противном случае это остановит коллективную экономику ЕС и ввергнет старый континент в самый тяжелый экономический кризис с 1945 года.

Европейские лидеры соревнуются в антироссийской истерии, но эмбарго на поставки энергоресурсов из РФ так и не было поставлено на голосование в Брюсселе. Ничто не мешает отдельным странам ЕС пойти на данные меры в индивидуальном порядке, однако для поляков это равнозначно выстрелу себе в ногу.

Польша покупает 10–20 млн тонн российского угля в год и ведет переговоры о замещении с Австралией, но, во-первых, австралийское сырье выйдет полякам на 20% дороже, а во-вторых, польские энергоблоки заточены под уголь из Донбасса и Кузбасса.

РФ поставляет 50% импортируемого странами ЕС угля, причем российская доля растет, и справиться с этим можно только отказом от данного вида топлива. Тем не менее если говорить о Польше, то эта страна является европейским лидером по доле угольной энергетики.

Польша заключила контракт с саудитами на поставку нефти, который снизит польские закупки в РФ по нефтепроводу «Дружба» и танкерным фрахтом Ленинградской области, но не уберет российское сырье из остальной Европы.

Москва подписала с Эр-Риядом соглашение ОПЕК+, гарантирующее долю РФ на рынке нефти. Переговоры премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона с Саудовской Аравией и ОАЭ подтвердили, что партнеры не пойдут на нарушение договоренностей.

С газом еще интересней. Польша закупает 8–10 млрд кубометров российского газа в год и рассчитывает заменить этот импорт на поставки норвежского газа через газопровод Baltic Pipe, но блокировка «Северного потока – 2» иссушит данный газопровод.

Норвежская добыча не растет, поэтому если не запустят «СП-2», сохранятся поставки из Норвегии в ФРГ, и у Осло не будет 10 млрд кубометров газа на наполнение Baltic Pipe, после чего полякам придется перезаключить соглашение с «Газпромом».

Польша не сможет отказаться от сотрудничества с Россией в энергетике, однако это не мешает Варшаве заявлять о «дерусификации экономики».

Позиция Польши непоследовательна

«Нельзя сказать, что поляки ничего не могут сделать. Польша собирается в конце 2022 года запустить газопровод Baltic Pipe, но пока непонятно, насколько он будет заполнен, и это не единственная проблема по данному проекту», – констатирует Митрахович.

Польшей законтрактована только часть поставок по Baltic Pipe, некоторые объемы должны уйти в страны Прибалтики и Финляндию.

«Что касается угля, то его проще заменить, чем газ – есть возможность купить сырье в Австралии и Южной Африке, но цена сегодня высокая. По нефти существует ближневосточная альтернатива, но ее нельзя быстро реализовать», – резюмирует Митрахович.

Многое зависит от того, насколько Польша готова рисковать и идти на экономические издержки. Сиюминутный отказ от российского сырья приведет к закрытию предприятий и росту безработицы в этой не самой богатой стране.

«СПГ, который Польша закупает через терминал в Свиноустье, поступает по долгосрочным контрактам из Катара и США. Увеличивать объем закупок придется на споте, где сегодня бездонные цены», – заключает Митрахович.

СПГ-терминал в Гданьске до сих пор не построен, остается только инфраструктура в Свиноустье, чьи возможности вовсе не беспредельны.

«Самое смешное, что Польша призывает страны ЕС и коллективного Запада к мгновенному отказу от российских энергоресурсов, но сама этого не делает. Контракт с “Газпромом” действует у Варшавы до конца года, но она его не разрывает», – констатирует Митрахович.

Если бы Варшава собиралась пойти ва-банк и проявить максимальную жесткость, то прекратила бы торгово-экономические отношения с Россией в энергетике, однако поляки так не поступают, зато занимаются популизмом в виде «дерусификации экономики».

«Поляки не хотят рисковать, но призывают к этому другие страны», – резюмирует Митрахович.

Источник: Экономика сегодня, 18.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики