Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игорь Юшков: На внутреннем рынке ждут металл и нефтепродукты

Игорь Юшков: На внутреннем рынке ждут металл и нефтепродукты

Президент России Владимир Путин призвал экспортеров не сокращать производство, а направить товары на внутренний рынок, что должно привести к снижению цен в стране. На носу посевная, и сейчас актуально если не снизить, то хотя бы зафиксировать цены не только на товары и продукты, но и на топливо. И часть невостребованного Западом топлива можно направить на внутренний рынок, но из-за высокой ставки ЦБ и высокой инфляции цены на топливо в стране удержать будет очень трудно. Большую роль здесь будут играть аппетиты независимых АЗС. Своим мнением специально для Накануне.RUподелился аналитик Финансового университета Игорь Юшков.

- Путин призвал не сокращать объем производства, когда вы не можете вывезти этот товар, например, он попал под санкции. Прежде всего, ясно, что речь о металлургах, потому что Евросоюз ввёл санкции, запрещающие импорт в Евросоюз отдельных товаров из стали, поэтому металлурги столкнутся с проблемой поиска новых рынков сбыта. И он, по сути, говорит о том, что если для вас какой-то рынок закрылся из-за санкций, если вы туда поставить не можете, грубо говоря, то не надо сокращать объём производства - направляйте их на внутренний рынок, и это приведёт к переполнению внутреннего рынка, и, соответственно, к тому, что цены будут снижаться из-за профицита предложения, либо вы согласовываете вообще эти цены.

С нефтью сложно сказать, в какой степени может это произойти. Да, мы видим - отдельные проблемы есть пока ещё у нефтяников с тем, чтобы пристроить нефть. В основном приходится нефть продавать со скидкой, то есть пока это некоторые проблемы с продажей. Но там проблема заключается не в том, что они не хотят покупать нашу нефть, как они постоянно говорят, что "это политическая позиция". Там вовсе не политическая позиция. В основном проблемы какие-то возникают из-за того, что они боятся попасть под вторичные санкции. Нефть не запрещено покупать российскую, а запрещены определённые финансовые операции, и толком никто не понимает - какие. Вот в чём проблема.

То есть покупатели не понимают, что конкретно можно делать, а что нет. Как именно финансово можно взаимодействовать с Россией, а как нет. Страхование чего можно делать или нет, потому что куча страховых элементов возникает: сама сделка страхуется, вывоз нефти, заход судна в порт и так далее: всё страхуется, всё оплачивается. И вот непонятно, какая безопасная схема всё-таки для покупки российской нефти. И вот эти риски - попасть под санкции - они в итоге и выливаются в снижение цены.

Но по большому счёту, пока никакого обвала спроса на российскую нефть мы не видим, то есть постепенно, с проблемами, но нефть продаётся. Но если будут действительно возникать сложности с реализацией её на мировых рынках, соответственно, можно ли её направить на внутренний рынок? Как-то радикально увеличить объёмы поставок на внутренний рынок невозможно, потому что мы итак полностью закрываем весь свой внутренний рынок, то есть сколько нужно внутреннему рынку - это итак продаётся внутри, никаких сложностей здесь не возникает.

Есть один элемент. Определённые нефтепродукты могут действительно не реализовываться на внешнем рынке, например, дизель мы в основном гоним на внешние рынки, мазут, какие-то ещё продукты, и вот их можно в большей степени поставить на внутренний рынок, продать через биржу.

И вот чуть большее наполнение биржи приведёт к тому, что стоимость понизится, но опять же не факт, что это отразится на конечной стоимости продукции на АЗС. Что делают независимые АЗС, которые в основном покупают топливо, для которых это и важно, чтобы на бирже была низкая цена - они просто дополнительную маржу получают. То есть поскольку они купили дешевле на опте, продали-то всё равно по таким же ценам, какие и сейчас есть. Поэтому у них будет образовываться дополнительная прибыль, это им станет лучше, а не потребителю.

Здесь мы вряд ли увидим какую-то дополнительную конкуренцию именно в рознице. Сколько было заправок, столько их и останется, мы изменение структуры рынка российского внутреннего топливного не увидим, поэтому скорее дополнительные поставки топлива на внутренний рынок приведут к тому, что независимые АЗС просто будут больше зарабатывать. И то, им проще будет, может быть, легче выполнять рекоммендации со стороны государства "не повышать отпускные цены". Потому что всё равно инфляция нарастает, и как минимум она около 20% будет, судя по вкладам государственных банков, судя по ставке ЦБ. Сейчас по официальным данным уже она в годовом выражении достигла 12%. Поэтому будет инфляция, соответственно, все продукты, все товары будут дорожать, и, естественно, топливо тоже.

И вот сдержать рост цен действительно независимым АЗС будет проще, если у них формируется вот такой "жирок", вот такая дополнительная прибыль от того, что на опте они берут топливо чуть дешевле теперь. Вот в этом плане такой эффект возможен.

Источник: Накануне.RU, 18.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики