Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на топливо снова штормит: Ураган повредил терминал в Черном море, через который нефть отправляли в Европу

Цены на топливо снова штормит: Ураган повредил терминал в Черном море, через который нефть отправляли в Европу

Страны Европы могут готовиться к очередному скачку цен на бензин. На днях они начали обсуждать эмбарго на российскую нефть, но хотя и почти сразу отказались от этой мысли, «черное золото» моментально подорожало. А тут новый удар: похоже, европейцы временно останутся без казахстанской нефти. Из-за сильного шторма и ветра в 11 баллов, который бушевал 20 марта, вышла из строя часть инфраструктуры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) под Новороссийском. Через терминал КТК идут отгрузки нефти с месторождений северного Казахстана.

Сейчас одно из трех выносных причальных устройств (это оборудование, которое позволяет загружать танкеры на отдалении от берега) остановлено на ремонт из-за повреждений. Еще одно устройство обследуется и, скорее всего, тоже будет остановлено на ремонт - чтобы избежать разлива нефти и возможного загрязнения Черного моря. Ситуация усугубляется тем, что управляющая компания еще месяц назад запросила у иностранных поставщиков комплектующее расходное оборудование, но не получила его. По мнению экспертов, ремонт может занять и месяц, и два.

Каспийский трубопроводный консорциум — одно из крупнейших международных нефтетранспортных предприятий. Доли в нем принадлежат Shell, Chevron, Lukarco другим западным компаниям, а также казахстанским (20,75%) и российским (31%). Консорциум владеет нефтепроводом, по которому нефть из казахских месторождений поступает под Новороссийск, а оттуда отгружается танкерами дальше.

- Это главное направление экспорта нефти из Казахстана - 67 млн тонн нефти в год, - комментирует ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - При одном только работающем терминале отгрузка упадет в 4-5 раз. Для определенных регионов это очень существенно. Нефть из КТК танкерами идет в Средиземное море, в Южную Европу - Италию, Испанию, Францию. Европейцы столкнутся с определенным дефицитом, многие нефтеперерабатывающие заводы там заточены под определенный сорт нефти.

Проблема еще в том, что беда, как это часто бывает, не пришла одна.

- Все это происходит вкупе с другими факторами, которые толкают цены на нефть вверх, - объясняет Игорь Юшков. - И по Саудовской Аравии хуситы стреляют ракетами и повредили часть инфраструктуры (на днях были обстреляны объекты нефтяной компании Saudi Aramco - Ред.). И запретить экспорт российской нефти теперь и в Европу предлагают. Все это нервирует рынок. А тут еще один из источников поставок, как минимум, на какое-то время выпадает.

По словам эксперта, на время ремонта терминала Казахстан может направить свою нефть на экспорт другим путем. Например, танкерами перевозить через Каспийское море в Баку, оттуда по нефтепроводу направлять на турецкий берег Средиземного моря, а там уже снова грузить в танкеры. Но это дольше, дороже, да и сразу не получится «перенаправить» нефтяные потоки.

- А европейцам пока надо думать, где взять аналогичные объемы нефти, - говорит Игорь Юшков. - Для них это крайне неприятная история. Не очень она приятна и для США, куда также шло некоторое количество казахстанской нефти.

Автор: Елена Одинцова

Источник: KP.RU, 22.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики