Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны?

Habertürk (Турция): из-за Украины начинаются глобальные энергетические войны?

После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи.

Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро. Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты.
Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов.
 
Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". 
Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов.
 
Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это.
 
Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры...

Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. 

После начала конфликта на Украине Запад ввел санкции в отношении поставок российских энергоресурсов. Он надеялся убить двух зайцев: обезопасить собственное энергоснабжение и заодно ударить по экономике России, пишет Habertürk. Но реализовать этот план оказалось не так просто, отмечает автор статьи.
 
Одним из вопросов, объединивших Запад в связи с украинским конфликтом, стали санкции. Ограничения, объявленные в виде четырех пакетов, были согласованы относительно быстро.
 
Однако эти решения могут оказать влияние на Россию лишь в среднесрочной перспективе, поэтому в число возможных вариантов входит и задействование энергетической карты.
Украинская сторона по сути настаивает на принятии двух шагов.
 
Первый – "бесполетная зона" над территорией Украины, второй – "прекращение закупки энергетических ресурсов". 
Речь идет о серьезном ограничении покупки нефти и природного газа, хотя бы в виде постепенного процесса. Этот вопрос оценивается как с точки зрения ухудшения ситуации в российской экономике – расшатывания правления Путина, так и с точки зрения безопасности энергоснабжения. Доход, получаемый Россией от этой сферы, составляет примерно 150 миллиардов долларов.
 
Хорошо, но в каждой ли стране ухудшение экономической ситуации запускает политическую нестабильность? Судя по примерам Северной Кореи, Ирана и Венесуэлы в этом нет никаких гарантий. К тому же пятый пакет санкций представляется более возможным для США и Великобритании, при этом нельзя сказать, что Европа полностью готова к нему. Прежде всего Германия может не поддержать это.
 
Чтобы попытаться предсказать, как Россия может отреагировать на такого рода действия, давайте вспомним некоторые цифры...
 
Россия является третьим по величине производителем нефти в мире после США и Саудовской Аравии и вторым по величине экспортером сырой нефти после Саудовской Аравии. По данным Международного энергетического агентства, около 60% российского экспорта нефти идет в Европу, а 20% – в Китай. 
 
США и Великобритания давно сократили поставки российской нефти. Этот объем не превышает 10%. Набрали обороты контакты с Венесуэлой, Катаром и Азербайджаном. 
Ведущими странами, покупавшими российскую нефть и газ, были США, страны ЕС, Китай, Индия и Великобритания. После прекращения США и Канадой закупок российской нефти Россия может перенаправить эту часть в Китай и Индию, но при определенном снижении цены.
 
Индия, будучи третьей страной в мире по потреблению энергетических ресурсов, в марте этого года закупила в четыре раза больше российской нефти, чем в том же месяце в прошлом году. Утверждается, что диверсификация рынков сбыта может обернуться ущербом для России в размере до 300 миллиардов рублей.
 
Опять же Китай – тоже серьезный покупатель. В настоящее время Пекину поставляется около двух миллионов баррелей в сутки. Две страны в начале 2022 года подписали долгосрочный контракт на поставку более чем 700 миллионов баррелей в год. В этом контексте в случае ограничения Западом импорта энергоресурсов из России Китай может составить серьезную конкуренцию странам ЕС. Конечно, с точки зрения России, это будет сопровождаться потерей доходов и глобального влияния.
 
Что касается природного газа, то за последние десять лет зависимость Европейского Союза от российского газа увеличилась. Доля поставок российского газа в общем объеме потребности региона в газе увеличилась с 25% в 2009 году до 35% в 2021 году.
 
И у России есть стратегический ход, который мы должны обязательно учитывать при интерпретации событий на Украине. В газовом потоке, который идет в Европу, поставки по трубопроводу через Украину в 2009 году находились на уровне 60%, тогда как в 2021 году уменьшились до 25%. Другими словами, положение Украины в качестве транзитной страны постепенно ослабло. Если бы "Северный поток – 2" был введен в действие, это соотношение изменилось бы еще больше не в пользу Украины. 
Еще одна деталь здесь заключается в том, что поставки трубопроводного газа из России уменьшились на 25%. Этот недостаток покрывается за счет сжиженного природного газа (СПГ). По поставкам СПГ США занимают первое место – с долей 37%. Если бы с октября прошлого года импорт СПГ не увеличился, уровень запасов в европейских хранилищах в настоящее время был бы ниже 15%.

На самом деле, это еще одно измерение проблемы с точки зрения Европы. В прошлом году Россия экспортировала в Европу, включая Турцию, 175 миллиардов кубометров газа.

Сейчас дорожная карта США и ЕС включает следующие шаги: заполнить хранилища до октября, остановить поставки газа из России в 2023 году, восполнить дефицит за счет СПГ. Польша – одна из стран, заявивших об этом наиболее четко.
 
Но можно ли без российского газа заполнить хранилища до 90%? 
Таким образом, в краткосрочной перспективе Европа не сможет отказаться от российских нефти и газа. Однако в среднесрочной перспективе российский экспорт может быть серьезно ограничен в силу новых подключений, новых схем поставок нефти и инвестиций в возобновляемые источники энергии.
 
Конечно, мир при прохождении через эти этапы будет испытывать потрясения. Цены будут расти, и во многих секторах риски будут постепенно увеличиваться. Один из экспертов Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в интервью российским средствам массовой информации обращает внимание на тот факт, что о решении об энергетических санкциях следует размышлять не только с точки зрения России. "Если торговля углеводородами остановится к зиме, мы увидим глобальный энергетический кризис. Цены на всем глобальном рынке взлетят, потому что рынки связаны между собой. В мире может последовать глобальная рецессия", – ожидает эксперт.
 
В числе вопросов, которые Запад будет изучать еще более активным образом, – отношения Турции с тюркским миром и возможности доступа Запада к ресурсам, находящимся здесь (Южный Кавказ – Каспий – Средний коридор), хотя это уже предмет другой статьи.

Автор: Кюршад Зорлу (Kürşad Zorlu)

Источник: ИноСМИ, 22.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики