Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Авария на КТК как «вишенка» на нефтяном рынке

Авария на КТК как «вишенка» на нефтяном рынке

Поломка КТК добавилась к множеству других факторов, создающих негативный фон на рынке нефти

22 марта Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) сообщил, что временно выводит из эксплуатации выносное причальное устройство (ВПУ-3) под Новороссийском из-за смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов, чтобы провести на нем ремонт. Позже стало известно о том, что КТК вынуждено приостановить эксплуатацию еще одного выносного причала. 23 марта глава консорциума заявил, что погрузка нефти на терминале КТК полностью остановлена, прием в трубопровод пока продолжается, резервуаров хватит до конца четверга.

Стоит отметить, что сам инцидент произошел 20 марта при пятибалльном шторме, когда ветер сместил силовой каркас одного из трех плавучих шлангов (они используются для отгрузки нефти на танкеры). Как заявил глава КТК Николай Горбань, после поломки выхода нефти в море не было. Ремонт оборудования, по оценкам специалистов, займет как минимум три недели, если погода будет благоприятной.

При этом Каспийский трубопроводный консорциум может впятеро снизить объем транспортировки нефти относительно заявок грузоотправителей. «Если подтвердится ущерб — то это может быть и 1,5-2 месяца. Это достаточно серьезные сроки, и мы видим риск того, что может выпасть около 1 млн баррелей в сутки. Естественно, мы бы хотели, чтобы восстановление случилось максимально быстро и последствия были устранены, потому что это влияет на российские компании, это влияет в том числе на добычу российских компаний в регионе. Поэтому, конечно, мы здесь будем делать все возможное, чтобы устранить эти потенциально серьезные последствия», — прокомментировал ситуацию замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.

Стоит отметить, что это не первая авария на выносных причалах КТК. 7 августа 2021 года под Новороссийском при загрузке греческого танкера Minerva Symphony с выносного причального устройства произошел разлив нефти. Причиной аварии стал выход из строя в ходе загрузки гидрокомпенсатора выносного причального устройства. Тогда из-за разрыва внутренней полости гидрокомпенсатора наружу вышло около 50,7 кубометров нефтяной жидкости (исходя из плотности смеси это соответствует примерно 40 тоннам), из которых в акваторию Черного моря попало 16,3 кубометров. Однако Росприроднадзор считает, что объем разлива был примерно в 10 раз больше и составил 394 тонны. Примечательно, что через несколько дней после разлива спутниковые снимки Института космических исследований РАН показали, что нефть разлилась на площади почти 80 квадратных километров. Институт распространил сообщение, что площадь разлива оказалась в 400 тыс. раз больше, чем заявил КТК.

Напомним, что трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз-Новороссийск составляет 1511 км. Он транспортирует более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Казахстанские компании владеют 20,75% акций консорциума, еще 31% у РФ, остальные принадлежат LUKARKO (дочерняя компания ЛУКОЙЛа), Shell, ExxonMobil, Chevron и другим компаниям. Мощность магистрали составляет 67 млн т нефти в год.

Аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что КТК — это одно из основных экспортных направлений для нефти Казахстана:

«На российскую добычу эта авария не повлияет, а вот у Казахстана могут возникнуть сложности. КТК — основной экспортный маршрут для нефти этой страны.

В связи с этим теперь у казахской нефти есть три варианта пережить эту аварию. Первый — часть нефти пока загружать в хранилища и ждать, когда закончится ремонт в Новороссийске. Скорее всего, он продлится около месяца, а то и больше, поскольку шторма продолжаются. Второй — это увеличить поставки в порты Ленинградской области. Третий — погрузить нефть в танкеры и гнать их до Баку по Каспийскому морю, потом перегружать в нефтепровод Баку-Джейхан и поставлять сырье до средиземного побережья Турции, а затем опять загружать его в танкеры и вести на рынки сбыта. Как правило, для казахской нефти — это юг Европы (Испания, Италия, Франция). Последний вариант самый дорогой», — рассказал эксперт. Он отметил, что перебои с поставками также возможны, поскольку пока будут перенаправляться эти объемы, пройдет время, и кризис на европейском рынке может усугубиться.

По его мнению, главной проблемой для рынка является то, что поломка КТК добавилась к множеству других факторов: «Хуситы стреляли по нефтяным объектам Саудовской Аравии. В отношении России угрожают вести санкции, запрещающие экспорт ее нефти. Дефицит на рынке нефти в принципе возрастает, поскольку добычу не могут увеличить страны ОПЕК+ из-за недофинансирования отрасли в предыдущие годы. Все это добавляется друг к другу, и общий негативный фон создает предпосылки к существенному росту цен», — пояснил Юшков.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов, касаясь в своем комментарии ситуации с приостановкой работы двух из трех выносных причальных устройств под Новороссийском, указал:

«Потенциальный объем выпадающих поставок соответствует 1% от мирового потребления.

В текущих условиях это очень существенная доля, так что форс-мажор на КТК можно считать весомым аргументом в пользу сохранения высоких цен. При этом смесь КТК является альтернативой Urals. Так что спрос на последнюю может вырасти, а ценовой дисконт Urals к эталону Brent — сократиться. Кроме того, рост напряженности с поставками в Европе может усилить позиции политиков, выступающих против эмбарго на нефть из России», — резюмировал Галактионов.

Автор: Екатерина Вадимова

Источник: OilCapital.ru, 23.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики