Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Новороссийске сломалось оборудование для экспорта нефти российско-казахстанской фирмы

В Новороссийске сломалось оборудование для экспорта нефти российско-казахстанской фирмы

Это может привести к сокращению поставок нефти на 1 млн баррелей в сутки. Концерн отгружал в Европу и остальные регионы особую смесь нефти, состоящую в основном из казахстанских сортов

Серьезная поломка оборудования для экспорта нефти произошла в Новороссийске из-за шторма. В регионе пострадали два выносных причальных устройства в морском терминале, который принадлежит Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК). В числе его крупнейших совладельцев Россия и Казахстан. Суммарно республикам принадлежит более половины бизнеса.

Другими акционерами выступают американские нефтедобывающие компании Chevron и Exxon Mobil, отечественный «Лукойл» и ряд миноритариев. КТК отгружал в Европу и остальные регионы особую смесь нефти, состоящую в основном из казахстанских сортов, она была альтернативой отечественной Urals.

В 2021 году план прокачки составил 67,5 млн тонн. Если поставки сократятся втрое, мировой рынок может потерять 1 млн баррелей в сутки, прогнозируют аналитики. Какие альтернативные пути экспорта нефти есть у консорциума? Отвечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов:

— Дешевле всего мог бы быть вариант направить нефть в Казахстан через российский трубопровод в Усть-Лугу, можно направить через порты Прибалтики в Северную Европу. Есть еще вариант переправлять нефть на танкерах в Баку и оттуда через трубопровод в Турцию, но это уже чуть более дорогая история. В любом случае поставки будут идти чуть дольше и окажутся более затратными.

— Поскольку в условиях санкций и так есть перебои с поставками комплектующих и так далее, восстановление всевозможных причальных устройств и оборудования, как вы считаете, может ли затянуться значительно?

— Глава Каспийского трубопроводного консорциума заявляет, что все комплектующие для ремонта есть, но по поводу сроков все равно озвучивается широкая вилка, где-то от двух недель до двух месяцев. Во-первых, погодный фактор остается непредсказуемым, во-вторых, действительно, если в процессе окажется, что нужны какие-то дополнительные запчасти, то с ними могут возникнуть сложности. К сожалению, на лояльность поставщиков сейчас рассчитывать не приходится даже в условиях тех цен на нефть, которые мы видим. Потребители в этом плане несколько халатно относятся к вопросам энергобезопасности, не предусматривают какие-то такие исключения в своей политике. Больше всего может пострадать южная часть Европы, в частности Италия, Испания и Португалия. Около 150 тысяч баррелей в сутки из КТК уходило в США, это не критичный объем, но практически все поставщики нефти со схожими химическими свойствами находятся под санкциями. Так что не совсем понятно, чем Штаты могут заменить этот объем.

По оценке главы Каспийского трубопроводного консорциума, отгрузка нефти из терминала в Италию, Францию, США и Испанию может упасть в три-пять раз.

При этом зарубежные партнеры не спешат поставлять недостающие детали в черноморский порт, чтобы ускорить ремонтные работы. Хотя сделки по импорту нефти с Каспийским трубопроводным консорциумом не запрещены, так как он отгружает не российскую нефть. В начале марта Джо Байден вывел из-под американских санкций поставки энергоносителей не иностранного происхождения, которые следуют транзитом через территорию России или вывозятся из нее.

Из-за того, что санкционная политика меняется каждый день, компании не успевают на нее реагировать. И боятся потенциальных рисков от сотрудничества в Россией, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

— Санкции принимаются буквально каждый день и из разных источников: и ЕС, и Великобритания, и США. Когда санкции вводятся, компания, которая подразумевает, что она может под них попасть, что ее деятельность запрещена, должна запросить разъяснение у специального органа американского, например OFAC при министерстве финансов, это орган, который занимается непосредственно контролем санкционного режима. Но явно то ли туда запросов очень много, то ли они намеренно не спешат какие-то разъяснения давать, потому что логистические компании хотят узнать, какие конкретно финансовые операции прежде всего, то есть можно ли страховать именно погрузочные работы, можно ли страховать доставку этих грузов, саму оплату и так далее. Поэтому, вполне возможно, здесь непосредственно с КТК этот вопрос не связан был, что не успели детали доставить, вопрос был связан с тем, что это надо было доставить детали в российский порт как таковой, и из-за этого логистические компании могли бояться подобную операцию провести.

— Прозвучало экспертное мнение, что на фоне дефицита некой особой казахстанской смеси, которая по этому терминалу на Запад поставлялась, будет расти спрос на Urals. Действительно ли это так? Можно ли ожидать каких-то существенных увеличений объемов по Urals?

— Это скорее напугает европейские страны вводить санкции против российской нефти, запрещать текущий импорт, чего от них, может быть, не признавая этого, но добиваются США, чтобы они приняли такие же санкции, как сами США. И это дополнительный аргумент в пользу тех голосов в Европе, которые задают вопрос: а тогда как мы будем обеспечивать себя топливом, если мы еще и Россию под санкции заведем?

Эксперты отмечают, что перебои в поставках топлива неминуемо приведут к удорожанию нефти на мировых рынках. Заметнее всего вырастет в цене российская Urals, так как ее будут использовать в качестве замены казахстанской смеси.

Источник: BFM.RU, 23.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики