Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Лукойл» купил крупную столичную сеть независимых АЗС

«Лукойл» купил крупную столичную сеть независимых АЗС

Сделка одобрена ФАС с предписаниями

«Лукойл» купил компанию «ЕКА», владеющую сетью АЗС и автомоек в Москве и Московской области, следует из данных «СПАРК–Интерфакса». Нефтяная компания стала собственником 100% «ТК ЕКА» и «ЕКА–процессинг» – ее структурного подразделения, осуществляющего эксплуатацию процессингового центра (обеспечивает безналичный расчет за топливо для юрлиц). Смена собственника «ЕКА» произошла 23 марта. В «Лукойле» не дали дополнительных пояснений «Ведомостям».

Предыдущим владельцем являлся закрытый ПИФ «Газпромбанк – Эридан», ставший собственником компании в декабре 2020 г. До этого владельцем заправок «ЕКА» был предприниматель Александр Пименов.

Компании принадлежит более 90 АЗС на территории Москвы и Подмосковья, это одна из крупнейших независимых (не принадлежащих нефтяным компаниям) розничных сетей в регионе. По итогам 2020 г. чистая прибыль «ЕКА» составила 156 млн руб., данных за 2021 г. нет. Сеть «Лукойла» до сделки насчитывала более 5000 АЗС, в том числе более 2600 в России.

Сделка прошла одобрение ФАС, но с рядом предписаний, сообщила пресс–служба ведомства 24 марта. «Лукойлу» запрещено необоснованно повышать стоимость нефтепродуктов на АЗС в Красногорске, где после совершения сделки компания займет более 50% рынка. Кроме того, компанию обязали продавать на АЗС не только премиальное топливо (с различными присадками, например АИ–95 ULTIMA), но и «базовое».

«Еще одним требованием предписания является регулярная реализация нефтепродуктов на бирже. Также «Лукойл» не должен осуществлять приобретение нефтепродуктов на биржевых торгах у других нефтяных компаний или дочерних структур. Это позволит обеспечить потребителей необходимыми объемами топлива», – сообщила ФАС. Если требования не будут выполняться, ведомство сможет через суд признать сделку по покупке «ЕКА» недействительной.

В 2020 г. сделка по продаже «ЕКА» оценивалась в 4,5 млрд руб. Источники «Коммерсанта» тогда утверждали, что она проведена в интересах «Лукойла» через близкие к нему структуры. Источник «Ведомостей» в мелкооптовой топливной торговой компании подтверждает это. По его словам, цена сделки могла быть ниже рыночной, так как «найти покупателя на подобные активы сложно». При этом она не стала неожиданностью для рынка: сегодня в РФ лишь три крупных игрока, способных приобрести сразу такое количество АЗС – «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть». При этом «Газпром нефть», по его словам, сейчас не заинтересована в расширении собственной сети АЗС. В «Роснефти» же еще в 2020 г. заявляли, что не имеют отношение к сделке с сетью «ЕКА».

Вице–президент Независимого топливного союза (НТС, объединяет малые независимые сети АЗС) Дмитрий Гусев отмечает, что наиболее ликвидный рынок АЗС в Москве и городах–миллионниках. АЗС, размещенные на региональных трассах, «зачастую убыточны». «В этом отношении покупка «Лукойлом» одной из крупнейших независимых сетей АЗС, осуществляющих деятельность в Москве и Подмосковье, кажется более чем оправданным шагом», – сказал он «Ведомостям».

Гусев добавил, что даже в крупных российских городах реализация бензина нередко может быть убыточной для владельца АЗС, основную прибыль генерируют продажи сопутствующих товаров, спрос на которые остается стабильным.

«Лукойл» традиционно ориентирован на иностранный рынок, но из–за обострения конфликта на Украине и введения санкций против РФ поставки нефти и нефтепродуктов на экспорт затруднительны, отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Покупка «ЕКА» связана с необходимостью расширять сбыт на внутреннем рынке, считает он.

По данным «Росстата», на 4 марта 2022 г. средние потребительские цены на бензин на АЗС в России составляли 50,9 руб. за 1 литр. При этом литр АИ–92 стоил 47,6 руб., АИ–95 – 51,6 руб.

Автор: Матвей Катков

Источник: Ведомости, 24.03.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики