Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный газовый коридор»: больше минусов, чем плюсов (аудио)

«Южный газовый коридор»: больше минусов, чем плюсов (аудио)

«Южный газовый коридор» — это проблема Европы, а не России. Такое мнение высказывают российские эксперты, комментируя проект по доставке газа из Каспийского региона в европейские страны в обход России. Его политическое оформление — главная цель вояжа главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу в Азербайджан и Туркменистан.

«Южный газовый коридор» — это сразу три проекта. Его составная часть — газопровод «Набукко». Предполагаемая ресурсная база — газ с месторождений в Азербайджане и Туркменистане. Страны-транзитеры — Грузия и Турция. Потенциальные импортеры газа из Каспия — примерно те же страны Европы, что и у российско-итальянского проекта «Южный поток».

Цель поездки главы Еврокомиссии — вдохнуть вторую жизнь в «Набукко», поскольку у Баку и Ашхабада нет финансовых гарантий со стороны ЕС для прокладки газовой трубы. В свою очередь, у европейцев нет уверенности в надежности ресурсной базы. По этим соображениям у «Набукко» мало шансов на успех, считает руководитель аналитического управления российского Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник (Скачать):

«У „Набукко“ есть ряд проблем. Помимо финансовых трудностей, это его наполнение. Ресурсной базы как не было, так и нет. Пока есть проектные возможности — потенциал Азербайджана. В первую очередь рассматриваются поставки с его месторождения Шах-Дениз. Они могут быть зарезервированы под этот проект. Но опять же — это нельзя считать большим прорывом, потому что азербайджанского газа все равно не хватит. Европейцам нужно еще попытаться найти новые источники».

Накануне приезда в Азербайджан Жозе Мануэла Баррозу Баку оформил долгосрочный контракт на продажу газа Ирану. Ранее Иран «увел» у Европы и часть туркменского газа. Ашхабад, как и Баку, политически поддерживает «Набукко», однако, судя по всему, пока не знает, как состыковать свою трубопроводную инфраструктуру с азербайджанской, чтобы продавать газ в Европу. Другие прикаспийские государства считают, что прокладка трубы из Туркменистана в Азербайджан возможна лишь после определения правового статуса Каспия. А это уже за пределами возможностей визита главы Еврокомиссии в Ашхабад, куда он прибудет из Баку. Это дало основание директору российского фонда энергетического развития Сергею Пикину заявить:

«Пока не будет четкого, понятного проекта, где прописано все, начиная от добычи газа до его продажи конечному потребителю, срока окупаемости проекта, говорить можно только лишь о политической плоскости этого проекта. Да, он нужен Европе, потому что это диверсификация, „страховка от восточного соседа“, как они любят выражаться. Но насколько эта страховка застрахует Европу — большой вопрос».

Проект «Южный газовый коридор» сопряжен и с немалыми транзитными рисками. Это постоянные вылазки курдских сепаратистов в Турции. Это и проблема обеспечения безопасности трубопровода на территории Грузии. Она может обостриться, если Азербайджан все же сможет заручиться гарантиями того, что ЕС поможет ему решить карабахский кризис с Арменией. Ведь трубопровод из Азербайджана в Турцию проходит по грузинской территории, где компактно проживают армяне.

Источник: Голос России, 13.01.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики