Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина пытается немцев и австрийцев обхитрить по поставкам русского газа

Украина пытается немцев и австрийцев обхитрить по поставкам русского газа

Киев начал торг с Европой, но в Берлине и Вене сидят не идиоты

Киев в очередной раз приветственно помахал закрывшему перед ним двери Евросоюзу — выразил одобрение решению создать платформу для совместной закупки газа и предложил предоставить свои подземные хранилища для формирования стратегического запаса, о чем сообщил самостийный министр энергетики Герман Галущенко.

«Украина имеет значительные мощности для хранения природного газа — наши подземные хранилища самые большие в Европе, — написал министр в одной из соцсетей. — В нашей инициативе регионального энергетического партнерства, RESP, мы предлагаем использовать наши ПХГ для создания стратегического запаса газа для европейских стран».

По мнению Галущенко, совместная закупка газа и его хранение в украинских газохранилищах даст возможность «обеспечить надежные поставки энергоресурса для всего европейского континента».

Это заявление главы украинского минэнерго сделано было после решения саммита ЕС 25 марта о предоставлении возможности Еврокомиссии централизованно закупать газ для всех членов Евросоюза. Соответствующие тезисы должны быть представлены комиссией к концу мая. В ходе данного саммита был провозглашен курс на отказ от использования российских энергоресурсов — газа, нефти и угля.

Теперь Совету ЕС необходимо рассмотреть предложения, касающиеся хранения газа, в том числе о наличии значительных емкостей для его хранения. Заполнение хранилищ необходимо начать как можно раньше при учете национальных мер готовности. По мнению лидеров стран-членов Евросоюза, до начала будущей зимы Еврокомиссия должна разработать механизмы солидарности и компенсации в газовой политике. Также объявлено намерение совместно работать над «добровольной общей закупкой газа, СПГ и водорода» и добиваться снижения их стоимости в результате переговоров.

Как считает гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, украинская инициатива имеет двойное назначение.

— У нее есть как экономическая, так и политическая составляющая. Политическая состоит в позиционировании себя как надежного энергетического партнера Европы, хранителя континентального топлива. Этим неформальным статусом Украина всегда козыряла. Но не стоит забывать, что аналогичным образом в Европе поступали и поступают все, у кого имеются для этого возможности.

Скажем, в Испании есть крупные терминалы по приему сжиженного газа. И эта страна тоже неоднократно предлагала активно их использовать для обеспечения европейской энергобезопасности.

Другое дело, насколько объем этих терминалов обеспечивает закрытие потребностей Европы. Понятно, что в первую очередь хранение топлива обеспечивает поступление доходов. Поэтому экономическая составляющая здесь состоит в получении дополнительных средств, чем и пытается воспользоваться Украина.

«СП»: — Насколько велика вероятность, что Евросоюз воспользуется этим предложением и включит украинские хранилища в формируемую газовую платформу?

— Конечно, степень вероятности крайне мала, если взять во внимание условия, в которых эта страна сейчас находится. Хотя по сути, ничего нового в этой инициативе нет. Некоторые страны и прежде хранили у нее в случае необходимости какие-то объемы газа, на чем Киев довольно неплохо зарабатывал. Сейчас они надеются урвать побольше средств. Но европейцы умеют считать деньги и вряд ли готовы сейчас так рисковать.

«СП»: — Насколько отвечает столь амбициозным планам Киева состояние их хранилищ, на которое ранее уже обращали внимание эксперты?

— Понятно, что оно далеко от идеального. Их газовая система порядком изношена, о чем уже немало говорилось. Какие-то ремонтные работы там проводились, конечно, но их объем был явно недостаточен.

В модернизацию тоже средств особых не вкладывалось. Но тем государствам, чей газ там хранился, подобные мелочи всегда были безразличны — все издержки по обслуживанию хранилищ несла украинская сторона. И повышенная нагрузка на работников, когда мощности находятся не в лучшем состоянии, это проблема Киева. Партнеры в Европе хранили там газ, потом его забирали.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач видит в предложении министра Галущенко хитрый прагматизм киевских политиков.

— Дело в том, что украинские ПХГ были опустошены за зиму еще сильнее, чем европейские. И для необходимой подготовки к зиме Украине нужно пополнять запасы. Учитывая, что цены на газ очень высоки, закачка обойдется Киеву в миллиарды долларов, которых у него нет. В этом следует искать корни предложения министра энергетики Украины.

«СП»: — Насколько Евросоюз заинтересован в таком партнерстве?

— Конечно, в украинских ПХГ большие свободные мощности. Но сегодня перед ЕС стоит проблема, как заполнить свои собственные хранилища хотя бы на 80%. И можно сказать, что пока они не видят путей реализации своего замысла.

Сомневается в приемлемости предложения Киева для ЕС и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

— Европейская сторона обеспокоена нестабильностью и вряд ли воспользуется предложением Киева, которое звучит не в первый раз. У Брюсселя пока нет ясного понимания, как создать стратегические запасы топлива в контексте достижения независимости от российских поставок. Они не могут сделать ставку на сжиженный газ, потому что потребности ЕС таковы, что для их удовлетворения потребуется поставлять в Европу практически половину добываемого этого вида топлива.

К тому же на континенте нет налаженного сообщения между газовыми терминалами многих различных государств. Если же ЕС будет упорно делать ставку на сжиженный газ, то его цена скакнет едва не до уровня 5 тысяч долларов за тысячу кубов.

В общем, вопросов формирования такого резерва много. А в случае с Украиной нельзя забывать о том, что ее газораспределительная сеть не ремонтировалась со времен СССР. Если прибавить к этому политический риск не получить назад хранящийся газ, то становится ясно, что данная инициатива не совсем своевременна.

Автор: Евгений Берсенев

Источник: Свободная пресса, 27.03.2022 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики