Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны ЕС схватились за плавучие терминалы СПГ: на всех не хватает

Страны ЕС схватились за плавучие терминалы СПГ: на всех не хватает

Италия, Франция и Германия ищут плавучие терминалы СПГ. Нидерланды уже нашли, а в Великобритании собираются возобновить работу закрытого терминала. Власти стран Евросоюза лихорадочно пытаются снизить импорт российского топлива и начинают биться за регазификационные терминалы, которых не так уж и много в мире.

«Франция мобилизует беспрецедентные ресурсы для увеличения мощностей по приему СПГ и снижения зависимости от российского газа. Государственные органы в партнерстве с крупнейшими французскими энергетическими компаниями планируют установить новый терминал СПГ в порту Гавра», — сообщает Les Echos со ссылкой на источники. По данным издания предварительный проект готовится между министерством экологического перехода, TotalEnergies и GRTGaz, которая является дочерней компанией Engie.

В порту на севере Франции власти и компании хотят установить танкер — регазификационный терминал.

Тем временем Италия ищет на рынке два подобных плавучих терминала СПГ. «Сегодня мы официально обязали Snam вести переговоры по приобретению одного плавучего терминала и лизингу второго», — заявил на прошлой неделе во время парламентских слушаний министр по энергопереходу Италии Роберто Чинголани. Суда общей мощностью 10 млрд кубометров в год планируют разместить в портах Тирренского и Адриатического морей — рядом с уже существующей газовой инфраструктурой.

Примерно тогда же о планах разместить в Балтийском и Северном морях три регазификационных терминала мощностью 27 млрд кубометров заявил и министр экономики Германии Роберт Хабек. В Берлине надеются, что первый заработает уже к будущему отопительному сезону.

Тем временем нидерландский оператор газотранспортной системы Gasunie уже подписал соглашение с компанией Exmar на пятилетний фрахт плавучего регазификационного терминала мощностью 17 млн кубометров в сутки (6 млрд кубометров в год). Баржу FSRU S188 установят в порту Эмсхавен в Гронингене. Как сообщает Gasunie, терминал планируют запустить в конце третьего квартала — перед началом отопительного сезона.

На этом фоне международный трейдер Trafigura хочет возобновить работу британского терминала в Teesside. Он работал в 2007—2015 годах. А в 2017 году терминал приобрел Trafigura, который ожидал «окно возможностей», чтобы инвестировать 24 млн фунтов в возобновление работы газопорта. Этот проект также осуществят с плавучим терминалом СПГ.

В прошлом году страны ЕС импортировали 155 млрд кубометров трубопроводного газа и в виде СПГ из России. В Еврокомиссии опубликовали предложение сократить в этом году закупки в России на треть — на 50 млрд кубометров.

Проблема стран Северо-Западной Европы состоит в том, что даже при наличии сжиженного газа у региона не хватает мощностей. Так, по данным GIE, терминалы Франции, Нидерландов и Бельгии работают на 80−90% мощности, а у Германии их нет вообще.

«Чтобы „найти“ быстро, нужно у кого-то ПРГУ забрать. Пока, насколько я понимаю, желающих дать судно Европе нет», — замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.

«Европа ищет плавучие терминалы, сколько бы это ни стоило», — сказал The Financial Times управляющий директор норвежской BW LNG Янгвил Эшейм. Компания владеет регазификационными терминалами.

Свободных судов при этом немного, согласен исполнительный директор Golar LNG Фредерик Стаубо. По его оценке, из 50 плавучих регазификационных терминалов доступны только пять и еще три могут появиться в этом году из-за истечения сроков контрактов. Он добавил, что Северной Европе подойдут далеко не все танкеры, так как для некоторых из них температура воды ниже 10 градусов по Цельсию не подходит для систем теплового обмена.

Как отмечает The Financial Times, стоимость фрахта терминалов уже подорожала не менее чем на 50% - до $ 150−180 тыс. в сутки. «Сейчас идет война ставок между желающими зафрахтовать танкеры», — сказал управляющий директор FSRU Solutions Гордон Милн.

В то же время изготовление нового танкера — терминала занимает достаточно много времени и сейчас можно разместить заказ только на 2027 год.

Рост конкуренции за СПГ и плавучие терминалы может выкинуть на обочину такие небогатые страны, как Шри Ланка, Панама и Бразилия. «Европа, возможно, ускорит зеленый переход, но что случится с остальной частью мира и Азией.. По таким ценам они будут сжигать уголь», — сказал управляющий директор норвежской BW LNG Янгвил Эшейм.

Европейские страны стремятся резко нарастить импорт СПГ, однако до сих пор непонятно, откуда они возьмут дополнительные объемы. Как писало EADaily, поставки сжиженного газа в Европу и так уже выросли с начала года на треть и составляют 320−330 млн кубометров в сутки без учета Турции и Великобритании. По сравнению с прошлым годом разница может составить 40 млрд кубометров.

На прошлой неделе США и Еврокомиссия договорились о дополнительных поставках в 15 млрд кубометров в виде СПГ в этом году от Соединенных Штатов и других альтернативных поставщиков. С учетом того, что сейчас закупки к следующему сезону начнет наращивать и Азия, то, очевидно, по результатам года Европа получит на 35−45 млрд кубометров в виде сжиженного газа больше, чем в прошлом году.

«Думаю, поставки российского газа составят минимум 110−120 млрд кубометров. Без учета Турции. Что примерно соответствует уровню „бери или плати“ по долгосрочным контрактам. Если европейцы хотят купить меньше газа и заплатить за него больше, мы не будем сильно возражать. Хотя как многолетний партнер были заинтересованы в более привлекательных для покупателей ценах и при нормальной политической атмосфере могли бы найти взаимовыгодное решение», — говорил EADaily замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 28.03.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики