Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа ищет варианты по поставкам нефти из России, нашли морской путь, хитро, но…

Европа ищет варианты по поставкам нефти из России, нашли морской путь, хитро, но…

Западные моряки рискуют, чтобы выжить в условиях санкций против РФ

Отмечен резкий рост «теневой активности» судов в водах России. Западные эксперты, основываясь на спутниковой съемке, полагают, что вблизи российских портов отечественные и иностранные суда, следуя вблизи друг друга, длительное время (не менее трех часов), перекачивают нефть с танкера на танкер или перегружают с борта на борт другие товары.

Суда стали чаще скрывать информацию о передвижении в водах России, сообщил Bloomberg со ссылкой на аналитиков Winward.

С 24 февраля Windward отследила 22 таких судна, в том числе суда, зарегистрированные в США, Германии и Великобритании — странах, которые ввели жесткие санкции против России.

Западные моряки подались в контрабандисты не от хорошей жизни, поясняют российские эксперты. 

— Это, скорее, даже не контрабанда в полной мере, а оптимизация затрат на вывоз российской нефти. Западные компании так и не разобрались в политических хитросплетениях своих политиков — чем еще можно торговать с Россией, а чем уже нельзя. К тому же, риски быть уличенным в контрабанде куда менее значительны, чем имиджевые потери из-за открытой торговли с Россией, — считает ведущий эксперт Финансового университета при правительстве России и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

— Вполне возможно, что используются какие-то схемы, которые использовались разными странами при торговле, например, с Ираном. Танкеры, которые собираются вывести иранскую нефть, бывает, за несколько дней до подхода к иранскому порту выключают систему оповещения, так называемые транспондеры.

Заходят в порт, загружаются, и отправляются в обратный путь, а транспондер включают только уже на подходе к порту назначения. Бывает, что нефть перегружается с танкера на танкер в море, чтобы запутать следы и не привлекать к себе внимание. И тогда уже этот другой танкер идет с нефтью в порт назначения. Бывает по-разному, но такие практики в мире используются. Сложно сказать, насколько это используется российскими компаниями.

Тем более, сейчас, когда многие поставки идут еще по старым контрактам, по ним идет отгрузка. И вот, например, вице-премьер России Александр Новак говорил, что все в нормальном режиме отгружается. Но, тем не менее, сейчас такая обстановка в мире, что все старые правила игры ломаются, и если такие обходные схемы используются, то ничего удивительного в этом плане нет.

Но, опять же, с другой стороны — российскую нефть покупать не запрещено — никому. Ее нельзя доставлять на территорию Соединенных Штатов. Великобритания тоже говорила, что она вводит эмбарго, но официальные бумаги, подтверждающие запрет импорта нефти из России, насколько я знаю, так и не вышли. Британцы только заявляли об этом, но официально не подтвердили.

И вопрос тогда в том, что раз не запрещено у нас нефть покупать, то зачем какие-то сомнительные операции нужны? Не думаю, что таким образом нашу нефть в США доставляют. Тем более, какой смысл скрываться, если с 8 марта есть еще 45 дней для продолжения поставок импортных энергоресурсов из России в Соединенные Штаты.

Скорее всего, рост участников обходных схем вызван непониманием того, что на данный момент можно поставлять из России, а что нельзя. Не ясно также, с какими страховыми компаниями можно договоры подписывать, а с какими — нет. С какими банками можно работать? Потому что санкций очень много, они вводились очень интенсивно.

«СП»: — Тем более, легко запутаться в политическом многословии, содержащем мыслимые и немыслимые угрозы по отношению к России…

— Да, многие из этих угроз, как я уже рассказал на примере Британии, так и повисли в воздухе. И поэтому компании еще не разобрались, что можно, а что нельзя в торговом взаимодействии с нашей страной.

И второй момент: если кто-то узнает про покупку российской нефти, то у западных компаний будут имиджевые иски. Вот, например, компания «Шелл» купила партию российской нефти, а потом ей пришлось извиняться.

«СП»: — То есть, если уличат в контрабанде, для западных компаний это обойдется куда дешевле, чем имиджевые издержки в открытой торговле?

— Получается, так. Поэтому вопрос не в том, что это выглядит как контрабанда, нет. Думаю, вопрос в том, что это попытка скрыть, откуда ты нефть взял, чтобы потом не было имиджевых издержек на европейском рынке.

Во-вторых, это может быть попытка минимизировать затраты на страховании. Сейчас, при заходе судна в порт, страховые компании стремятся гораздо больше, чем ранее, с него денег взять. Тем более, когда речь идет о заходе в российские порты.

Поэтому здесь пока не то чтобы контрабанда в полной мере, а скорее это оптимизация затрат на вывоз российской нефти. По сути, речь идет о том, что западные государства создали проблему для своих компаний. И компании теперь пытаются решить эти проблемы, в том числе, вот таким методом.

— Срабатывает инстинкт самосохранения. Рост «теневой активности» иностранных судов в российских водах — это очень показательный пример того, как западные компании пытаются выбраться из санкционной ловушки. Западный бизнес стремится выжить, поэтому ищет обходные пути ограничений, введенных их же правительствами, — считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:

— Это результат, к которому привели все эти смелые инициативы западных управленцев, которых на свою голову выбрали немцы, американцы и прочие западные люди, оказавшиеся теперь в такой, скажем так, причудливой ситуации.

Те решения, которые принимают сейчас недружественные Российской Федерации страны, идут во вред, в первую очередь, не нашей стране, а их же странам. Но меня это беспокоит потому, что эти страны являются нашими крупными торговыми партнерами, и, несмотря на политическую истерию, они таковыми остаются.

Более того, наше государство хочет, чтобы они так и оставались нашими не только крупными торговыми партнерами, но и стабильно живущими — без экономических провалов, которые наблюдаются в данный момент времени. А учитывая, что политика, в первую очередь, европейских властей ведет к неминуемому экономическому краху, о стабильности и благополучии этих стран, видимо, придется забыть.

Речь не о том, что мы их якобы шапками закидаем. Нет, они сами себе яму роют. А когда у них произойдет экономический крах — это неминуемо — наша страна от этого тоже потеряет.

Во-первых, от сокращения торговли с этими странами. И, что самое главное в плане стратегии, от сокращения грузопотоков из Китая в Европу. Китай, кстати, тоже не заинтересован в том, чтобы Европа так весело играла в «русскую рулетку» на свой манер, когда в шестизарядном барабане остается не один, а пять патронов.

Вот, в марте 2020 года в Германии было произведено 44 киловатт-часа электроэнергии. В 2021 году — 44,9 кВт-ч. А в марте 2022 года прогнозируется (идут подсчеты) 37 кВт-ч электроэнергии. Это говорит о том, что крупные германские потребители сокращают спрос на электроэнергию, поскольку они уходят с рынка. И это означает, что экономическое благополучие Германии, просто говоря, накрывается медным тазом. А нефть становится все дороже и дороже.

В этой ситуации продолжение конфликта с нашей страной, и такое дотошное следование ранее принятым планам по выполнению ограничений, наложенных на РФ, ударят по Германии еще сильнее. А речь, ведь идет не только о Германии, она просто наиболее показательна, ее экономика самая крупная в ЕС и вроде как наиболее устойчивая. Но то, что мы сейчас наблюдаем, не позволяет говорить об устойчивости.

Экономическая ситуация в Германии плохая, и руководство этой страны старается эту ситуацию еще сильнее ухудшить. Я думаю, что немецкий бизнес, немецкие компании все это прекрасно понимают, и будут стараться всеми силами и всеми возможными методами вывернуться из-под действий, директив своих властей.

Причем, так будет происходить не только в Германии, но во всем ЕС, а также в ряде стран других регионов, которые оказались вовлеченными в этот конфликт. Контрабанда нефти и товаров — вынужденная мера для западных компаний, так они стараются выжить.

Автор: Валерий Цыганков

Источник: Свободная пресса, 29.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики