Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетические страдания (аудио)

Энергетические страдания (аудио)

Радио России. Ведет программу «Особое мнение» Игорь Гмыза.

Гость в студии — Игорь Валерьевич Юшков, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности. Кто виноват в массовых отключениях электричества, начавшихся в канун нового года?

В чём основная причина предновогоднего энергетического коллапса, который до сих пор не везде даже закончился? Почему каприз погоды, характерный для такой северной страны, как Россия, вызвал такие катастрофические последствия вплоть до транспортных проблем, которые наблюдались в аэропорту «Домодедово»?

Непосредственной причиной произошедшего, пояснил И. Юшков, явилось природное явление, когда дождь, который шёл, сразу же превращался в лёд, оседая на проводах и деревьях. Под этим весом рвались провода и валились деревья. Но здесь надо различать две причины обрывов линий. Когда сети сами не выдерживали груза обледенения и обрывались провода и когда на них падали деревья.

У энергетиков есть нормы обледенения проводов, и Московский регион действительно не рассчитан на такие ледовые нагрузки. Так что здесь у энергетиков есть некоторое оправдание. Но когда снег и лёд налипали на деревья, которые гнулись и падали на провода, это фактически есть вина сетевых компаний, потому что по нормативам линии должны идти по чисто вырубленным просекам на 12 метров влево и на 12 метров вправо от ЛЭП. Во многих местах эти просеки не прорубались, не обновлялись, хотя эта проблема остро встала ещё в период лесных пожаров.

Можно было бы спросить, почему это не было сделано летом? Во многом вопрос упирается в Лесной кодекс. Энергетики, сетевики боятся отступить от существующих норм, чтобы где-то не оказалось вырубленным немного больше или немного меньше леса. Однако вина точно энергетиков в том, что они частично нецелевым образом расходовали те средства, которые должны были идти на обустройство просек, в результате те зарастали деревьями, которые оказывались к ЛЭП на расстоянии ближе положенного и потом падали на линии.

Что означает подобное нецелевое использование средств? Как считает гость в студии, фактически речь можно вести о воровстве, однако об этом точно может утверждать лишь следствие.

Как оказалось, ситуация с новогодними отключениями во многом сходна с ситуацией, которая складывалась во время лесных пожаров. Любопытно, что после того, как были даны все указания навести порядок в лесах после лесных пожаров, вдоль ЛЭП этого сделано не было. По крайней мере, что-то было сделано, но не везде. Проблемы подобного рода возникли в основном у небольших энергетических сетевых компаний?

Игорь Юшков считает, что на самом деле всё обстоит не совсем так. В Подмосковье присутствует одна крупная компания (это МОЭСК — Московская объединённая сетевая компания), которая, как заявляется, контролирует 98 процентов потребителей Москвы и 95 процентов потребителей Московской области. Кроме неё, присутствуют также более 200 компаний, так называемых «территориально-сетевых организаций», у которых как раз малые бюджеты, они имеют небольшие деньги и не обладают ремонтными бригадами. У них тоже были проблемы.

Однако в ситуации виновата и компания МОЭСК, у которой наиболее протяжённая сеть линий электропередач. МОЭСК, как и многие другие сетевые компании, в ходе реформы российской электроэнергетики, идя по пути сокращения издержек, значительно сократила рабочий персонал, который и должен был прорубать просеки, а также заниматься ремонтом.

Когда случилась эта проблема в новогодние каникулы, буквально со всей России (из 20 регионов) в Московскую область были стянуты ремонтные бригады, для того чтобы восстановить подачу электроэнергии потребителям. Плюс подобное же было и в других регионах. В Псковской области за три дня произошло 40 обрывов проводов, в Тверской области были многочисленные отключения электроэнергии. Просто в Московской области проживает больше народа, больше потребителей, и ситуация здесь больше на слуху, соответственно, с региона, стало быть, и больший спрос.

Но что интересно. В Московской области, как и в других регионах России, выявились бесхозные сети. Местные власти пытаются с этим как-то бороться. Когда происходила реструктуризация РАО «ЕЭС России», осталось много бесхозных сетей. Не понятно, кому они принадлежат, кто за них отвечает. Вот это можно назвать самой главной проблемой в сетевом хозяйстве.

В Московской области региональное правительство передало часть бесхозных сетей в другую МОЭСК — Московскую областную энергосетевую компанию, которая является в регионе самой крупной из территориальных сетевых организаций. Тем не менее, на всех них приходится всего около 5 процентов всех сетей в регионе. Соответственно, у них тоже были проблемы.

Сейчас самое главное заключается в том, что Московская объединённая электросетевая компания предлагает (было бы счастье, да несчастье помогло), чтобы предотвратить в будущем подобные обрывы проводов и энергетические коллапсы, передать ей в собственность все территориальные сетевые организации.

То есть, укрупниться и монополизироваться? Главная МОЭСК уже 15 января заявляла о том, что она свою часть, свои сети восстановила, а вот что касается «последней мили», проводов, которые непосредственно подводят электроэнергию к потребителям, распределительных сетей, то они находятся в другой собственности — муниципальной, областной или в частной. Людей из них невозможно найти, а если и удается, невозможно убедить их заняться своим хозяйством — убрать порванные провода, упавшие деревья и натянуть новые.

Кто должен отвечать в случае возникновения подобной чрезвычайной, аварийной ситуации? Чьего уровня эта компетенция: федеральных или местных властей? Кто должен реагировать на проблему в первую очередь?

Как пояснил И. Юшков, по закону, по которому происходила реформа электроэнергетики, все сетевые компании должны принадлежать государству. В целом, произошло разделение на Федеральную сетевую компанию (это сети высокого напряжения) и холдинг МРСК (Межрегиональная сетевая компания), более 50 процентов акций которой должно сохраняться у государства. В МОЭСК 51 процент акций принадлежит МРСК и ещё довольно крупный пакет акций принадлежит государственной компании «Газпром-холдинг». А сам этот холдинг, который владеет всеми распределительными сетями России, на 51 процент принадлежит государству, 10 процентов — у «Газпрома», оставшееся принадлежит каким-то более мелким собственникам. То есть, всё это государственные сети, за которые должно отвечать государство, как и за непосредственное управление этими компаниями, потому что это всё-таки сфера его компетенции.

Но, с другой стороны, возникает вопрос, почему государство более плотно не вмешивается в электроэнергетику? Почему Минэнерго сейчас не ведёт какой-то активной деятельности? Вот ему-то и надо больше как раз вмешиваться в электроэнергетику, потому что всем ясно, если встанет электроэнергетика, то встанут и все другие системы: транспорт, железные дороги, даже АЗС не будут работать, потому что подача бензина в бензобаки происходит с помощью электрических насосов.

Окончание беседы с гостем слушайте в аудиозаписи программы.

Источник: Радио России, 18.01.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики