Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Флотилия танкеров с казахской нефтью взяла курс из Черного моря в Средиземное

Флотилия танкеров с казахской нефтью взяла курс из Черного моря в Средиземное

С терминала Каспийского трубопроводного консорциума, который пострадал из-за шторма во второй половине марта, отправилась целая флотилия танкеров с казахской нефтью. На их борту около 9 млн баррелей нефти. В Казахстане сообщили, что на терминале по-прежнему работает только одно причальное устройство из трех.

«Целых 9 млн баррелей казахской сырой нефти наконец покинули терминал КТК на российской территории. До этого 10 дней никакого экспорта не было», — написали в Twitter блогеры Tankertrackers.сom. Они отслеживают движение танкеров по всему миру. Ранее в Tankertrackers.сom отмечали, что танкеры на терминале КТК загружались, но никуда не отправлялись.

Информация блогеров подтверждается данными навигационных порталов. К проливу Босфор направляются 10 танкеров. Например, Sea Amber следует во Францию.

Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков заявил сегодня, как передает корреспондент Tengrinews.kz, что на терминале КТК по-прежнему работает одно выносное причальное устройство из трех.

«Один причал рабочий, все так же. Где-то 60 процентов мощности отгружается. По остальным, которые на ремонте, причину выяснили, сегодня утром спрашивали. Там три балла шторм вчера был. Потому что выносной причал, должны водолазы спускаться, они при таком шторме не могут технически спуститься. Одни спустились — выявили. Для замены должны спускаться другие бригады. Вроде по прогнозу обещают, что уляжется погода. Но у них вообще штормит же до конца марта — начала апреля», — сказал журналистам глава Минэнерго Казахстана.

По его словам, пока будет производиться ремонт, экспорт казахстанской нефти сократится, но это сокращение не будет критическим.

«Если до 10 апреля, до 15-го успеют ремонт сделать, то сильно никак не повлияет. Если задержатся на месяц, да, потери будут. На самом деле у нас запасы перевыполнения были еще в начале года. Поэтому с этим учетом у нас потери до середины апреля нет», — сказал Болат Акчулаков. Он полностью отверг версию о диверсии.

Как сообщало EADaily, в начале двадцатых чисел марта аномальный пятибалльный шторм на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума под Новороссийском повредил два выносных причальных устройства.

«На сегодняшний день погрузка на нефтяном терминале остановлена полностью», — заявил 23 марта в эфире Первого канала генеральный директор КТК Николай Горбань. Он добавил, что пока есть небольшой запас в резервуарном парке, но он не бесконечен: «Предполагаем, что к концу суток мы вынуждены будем остановиться».

Восстановление может занять полтора-два месяца, сообщил вице-премьер Александр Новак, выступая в Госдуме. «И в этот период, конечно, этот объем нефти на мировые рынки может не поставляться, что может сказаться на рынках нефти», — заметил замглавы российского правительства.

Сам КТК сообщал, что оперативный аварийный запас наиболее важного оборудования оперативно формируется. «Однако при этом остается неопределенной ситуация с дальнейшей поставкой необходимых для устойчивой работы запасных частей и оборудования. Необходимо отметить, что основные иностранные поставщики комплектующих — компании Imodco, Blue Water и Gall Thomson Environmental Ltd. — уже заявили АО „КТК-Р“ об отказе от дальнейшего сотрудничества и отменили все запланированные ранее поставки, несмотря на авансовую оплату со стороны КТК в полном объеме еще в декабре 2021 года», — сообщал консорциум 28 марта.

России в КТК принадлежит 24%. При этом по результатам 2021 года 87% поставляемого по нефтепроводной системе сырья добыто в Казахстане и большая его часть принадлежит европейским и американским компаниям.

В КТК поступает нефть с месторождений «Тенгиз», «Карачаганак» и «Кашаган». В первом американским Chevron и ExxonMobil принадлежат 75%. На «Карачаганаке» 76,5% распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil. В «Кашагане», в свою очередь, американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90%.

В 2021 году средняя прокачка по КТК составляла 1,3 млн баррелей в сутки.

«Это негативное событие для рынка. КТК — это основной маршрут экспорта казахской нефти, который рассчитан на 67 млн тонн в год. Теоретически Казахстан может отправить часть нефти через балтийские порты России, а другую — в Азербайджан танкерами и далее по нефтепроводу в турецкий Джейхан. Но это дорогие варианты», — говорил EADaily ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Новость об остановке КТК поддержала высокие цены на нефть, которые продолжают держаться выше $ 100 за баррель из-за снижения экспорта российской нефти. По данным Международного энергетического агентства, в марте добыча нефти в Казахстане снизилась на 320 тыс. баррелей в сутки.

Источник: EADaily, 06.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики