Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Избыток нефти в России может вызвать снижение цен на бензин

Избыток нефти в России может вызвать снижение цен на бензин

Импорт российских нефтепродуктов падает, «Лукойл» анонсировал приостановку работы заводов из-за переизбытка продукции. Профицит на внутреннем рынке может привести к снижению цен на бензин в России, однако из-за высокой инфляции стоимость на топливо может подняться вновь.

Из-за избытка нефтепродуктов «Лукойл» останавливает работу заводов в связи с излишками производимой продукции. По мнению главы компании, заполнение хранилищ может привести к остановке нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и снижению производства топлива. Объём переработки нефтеперерабатывающими предприятиями группы «Лукойл» по итогам 2021 года составил 42,5 млн тонн или 15% от общероссийского показателя.

Исходя из опубликованного в СМИ содержания письма, «Лукойл» направил предложения по использованию мазута вместо природного газа для теплоэлектростанций, но для остановки таких значимых предприятий нефтепереработки, входящих в группу «Лукойл», затоваривание должно коснуться и сырья, и всех видов производимого топлива — объяснила генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-МЕДИА», кандидат экономических наук Тамара Сафонова.

«Конфигурация текущей ситуации с сокращением импорта нефти и нефтепродуктов российского происхождения подразумевает сокращение производственных показателей как добычи, так и переработки. По итогам 2021 года доля российского экспорта нефти составила 43% от объёма добычи, доля экспорта нефтепродуктов — около 50% от объёмов нефтепереработки в России», – продолжает экономист.

 

Тем временем внешний рынок испытывает дефицит нефти и газа, отметила Тамара Сафонова. Из-за ограничений вывоза энергоресурсов в страны ЕС, которые традиционно являлись основными импортерами, в России возник профицит. Если говорить о ценообразовании, в РФ оно сильно отличается от конъюнктуры, сложившейся на мировых рынках, подчеркнула доцент, на которых в последние месяцы наблюдается рост цен на нефтепродукты. В России уровень цен остается стабильным из-за профицитного рынка и регулирующего воздействия.

«В условиях профицита, сложившегося на внутреннем рынке, говорить о росте цен на нефтепродукты преждевременно. Напротив, в похожей ситуации с профицитом в 2020 году, когда глобальный спрос на топливо упал, цены на нефтепродукты во II квартале значительно снизились», – напоминает экономист.

 

В текущем году, отмечает собеседница АБН, цены также снижались, несмотря на их резкий рост на внешнем рынке. На текущий момент разрыв между внутренной ценой на бензин АИ-92 и ценой внешнего рынка составляет 67 тыс рублей, а оптовые цены реализации на внутреннем рынке России достаточно стабильны. В случае если НПЗ будут гибко снижать нефтепереработку в соотвествии со спросом на внутреннем и внешнем рынке, исключая затоваренности, цены могут быть удержаны на стабильном уровне.

Сейчас бензин дешевеет, говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович. Это связано с тем, что заводы пока еще не остановлены, это решение только в планах. В то время, как возможность экспорта сокращается, бензина это касается в меньшей степени, дизельного топлива – в большей.

«Сокращаются объемы поставок нефти на внешний рынок, значит больше нефти остается внутри России, больше перерабатывается внутри страны. В такой ситуации переполнения рынка возможно снижение цен на бензин», – прогнозирует эксперт.

 

Однако если говорить о долгосрочных перспективах, ситуация может измениться. Это связано прежде всего с высоким уровнем инфляции из-за повышения ЦБ ключевой ставки, разъяснил специалист. Рынок, работающий с нефтью, должен использовать кредиты, проценты по которым сейчас также высоки. Это говорит о значительной вероятности подорожания бензина.

«Если пересчитать наши цены на бензин в долларах, станет понятно, что они находятся на достаточно низком уровне по мировым меркам», – подчеркнул Станислав Митрахович.

 

Если РФ не удастся восстановить экспорт нефти, а по всей видимости сделать это в кратчайшие сроки, по мнению эксперта не представляется возможным, это приведет к снижению объемов добычи нефти и ее переработки. Тогда эффекта переполнения рынка получится избежать, тогда стоимость бензина может увеличиться.

При этом рост цен на бензин ограничится пределами инфляции, убежден Станислав Митрахович.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики