Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глава «Лукойла» пожаловался на переизбыток мазута

Глава «Лукойла» пожаловался на переизбыток мазута

Он грозит остановить работу российских нефтеперерабатывающих заводов. Раньше мазут экспортировался в США

Нефтеперерабатывающие заводы в России оказались на грани остановки из-за избытка мазута. В марте экспорт этого топлива упал в полтора раза по сравнению с февралем из-за проблем с логистикой и оплатой. Около 1,5 млн тонн мазута осталось в хранилищах.

Глава и совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов описал проблему в письме вице-премьеру Александру Новаку, с документом ознакомился «Коммерсантъ». Бизнесмен просит отменить повышающие коэффициенты на экологические штрафы, чтобы сжигать часть готового мазута на ТЭЦ, большинство из которых сейчас работают на природном газе.

В Минприроды предупредили, что подобная мера снизит поступления в бюджеты регионов. Министерство предложило оставить коэффициенты, но пересчитать валовые выбросы, чтобы снизить затраты компаний.

Говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Почему возник переизбыток мазута, почему теперь его девать на НПЗ некуда и хотят остановить работу именно по производству мазута? Потому что мазут шел в США огромными объемами, а они, в свою очередь, в 2019 году ввели санкции против Венесуэлы, которая поставляла им ту самую битуминозную нефть — тяжелую, сернистую. И именно мазут стал заменителем для венесуэльской нефти. Тот мазут, который шел в США, теперь девать некуда. Какой-то период действительно будет потрачен на перестроение рынков, мы отправляем все больше на азиатские рынки: в Индию, в Китай, в Юго-Восточную Азию. Наше место занимают те, кто поставлял на эти рынки, то есть в основном это Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак и другие производители. Вот то же самое будет происходить с Европой. Но пока этот период перестроения будет происходить, мы будем видеть такие проблемы. Нам придется давать скидку на нашу нефть, нам придется где-то сокращать добычу, сокращать переработку, в конечном итоге я думаю, что Россия в целом выйдет на те же самые уровни объема и добычи, и переработки, которые есть сейчас. Но, опять же, сколько займет этот переходный период, пока мы уйдем на азиатские рынки, окончательно сказать сложно. Скорее всего, этот период измеряться будет месяцами. А переизбыток не всегда значит, что конечный потребитель увидит изменение ценника на АЗС, это скорее значит, что на бирже, когда, например, независимые АЗС покупают, то это у них просто прибыль растет. Они задешево купили и за ту же самую цену, что раньше, продали».

Производство мазута в России по итогам прошлого года составило более 40 млн тонн. Значительная его часть — топочный мазут с высоким содержанием серы, что ограничивает его использование для бункеровки морских судов и дальнейшей переработки. Основное направление его использования — топливо для электро- и теплогенерации.

Однако использовать мазут вместо газа нецелесообразно, считает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев:

«Есть ограничения по спросу за рубежом, можно компенсировать возможные потери в реализации топлива просто внеплановым проведением ремонтных работ. Но отключать котлы и сжигать мазут вместо газа, наверное, не совсем целесообразно. Тем более в последние 20 лет идет увеличение глубины переработки, если они не успели за 15 лет это сделать, это проблема самих нефтяных компаний. С другой стороны, я не увидел огромного предложения на бирже от «Лукойла» того же мазута. У нас почему-то вместо того, чтобы использовать текущие рыночные инструменты, начинаются какие-то запросы к правительству. Выходите на биржу, предлагайте продукт, у вас его купит рынок. Почему правительство должно за свой счет что-то придумывать и менять нормативную базу?»

В «Лукойле» и Минприроды не дали комментариев на момент публикации статьи, в Минэнерго сообщили о проработке вопроса.

Источник: BFM.RU, 07.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики