Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Это опасно. Почему Запад "взял на мушку" российский СПГ

Это опасно. Почему Запад "взял на мушку" российский СПГ

Запрет ЕС на поставки в Россию оборудования для сферы производства СПГ поставит под угрозу реализацию ряда проектов. Есть риск отказаться от существенного увеличения экспорта этого продукта. Однако не все так печально, утверждают эксперты. Возможность сохранить хорошие перспективы развития этого важного направления в России есть.

НОВЫЕ САНКЦИИ

В пятом пакете санкций Евросоюза против России, опубликованном на прошлой неделе, вводится запрет на продажу и поставки определенных товаров и технологий, которые подходят для использования в переработке нефти и сжижении природного газа физическим или юридическим лицам, организациям и органам в России или для использования в РФ. По данным издания "Коммерсант", запрет также распространяется на уже заключенные и оплаченные контракты. Поставки по контрактам, заключенным до 26 февраля, должны быть завершены не позднее 27 мая.

Эксперты оценили новость негативно. Такой запрет поставит под угрозу реализацию ряда проектов, указывают специалисты инвестиционной компании "Атон". Это повлияет на достижение целей Энергетической стратегии страны в период до 2035 года в части российских амбиций на мировом рынке сжиженного природного газа (СПГ).

"Запрет ставит под вопрос возможность реализации "Новатэком" проекта "Арктик СПГ 2", "Газпромом " — проекта "Балтийский СПГ", уверены в "Атоне".

Хотя первая линия "Арктик СПГ 2" завершена на 98%, часть оборудования еще не поставлена в Россию, а готовность второй линии составляет лишь 40%, указывают специалисты компании.

Россия входит в число значимых поставщиков СПГ на мировой рынок, ежегодное производство составляет в среднем около 30 миллионов тонн в год. Доля РФ на мировом рынке СПГ в настоящее время составляет 7-8%. Экспорт осуществляется с двух основных заводов — "Сахалин 2" (50%+1 акция принадлежит "Газпрому") и "Ямал СПГ" (50,1% у "Новатэка"). Также СПГ за рубеж поставляет среднетоннажный завод "Криогаз-Высоцк" (51% — у "Новатэка", 48,9% — у Газпромбанка).

Из новых проектов в наиболее продвинутой стадии на данный момент находится вышеупомянутый "Арктик СПГ 2", принадлежащий "Новатэку".

РАЗВИВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ

Сейчас первоочередная задача — получить собственную технологию строительства крупнотоннажных заводов по сжижению природного газа, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. "Все, что построено в России к настоящему времени — это иностранные технологии, — указывает он. — "Сахалин-2" построила Shell, "Ямал СПГ" также возник на базе американской технологии, "Арктик СПГ 2" строится на базе технологий немецкой компании Linde".

"Лицензиарами технологий, использующихся на всех российских проектах по крупнотоннажному производству СПГ, являются западные компании", — соглашается эксперт Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Кирилл Родионов. Лицензиаром завода "Сахалин-2" была Shell, а в случае "Арктик СПГ 2" — немецкая Linde, подтверждает он. "Ямал СПГ" был реализован с помощью американской APCI, уточняет специалист.

"При этом российские компании привлекают европейских подрядчиков, — рассказывает Родионов. — Так, британская TechnipFMC и итальянская Saipem входят в состав совместного с "НИПИГАЗом" предприятия, которое осуществляет проектирование, поставку оборудования и строительство сжижающих мощностей завода "Арктик СПГ-2".

СРЕДНЕТОННАЖНЫЕ ЗАВОДЫ

Юшков указывает, что есть еще вариант: "тиражировать" среднетоннажные заводы по производству СПГ, совершенствовать и масштабировать их. "Это тот самый "арктический каскад" — четвертая очередь завода "Арктик СПГ 2", — рассказывает эксперт. — Его мощность — 0,9 млн тонн сжиженного газа, значит, придется строить 10 таких установок, чтобы получить примерно 10 млн тонн".

У России есть технологии для среднетоннажного производства СПГ, соглашается Родионов. Однако здесь не все так просто, уверен он. "Например, четвертая очередь "Ямал СПГ" мощностью 0,95 млн тонн против 5,5 млн тонн у каждой из первых трех очередей, построенная на российском оборудовании и по российской технологии "Арктический каскад", вышла на проектную мощность с опозданием более чем в год, в середине 2021 года, — напоминает эксперт. — И это при том, что первые три очереди "Ямал СПГ" вводились в эксплуатацию существенно раньше заявленного срока. Третья — с годовым опережением, в конце 2018 года".

СПЕЦИФИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

"Это лишний раз напоминает, что импортозамещение — далеко не одномоментный процесс", — делает вывод специалист. Не менее важно, полагает он, наличие доступа к зарубежным технологиям. Это базовая предпосылка импортозамещения: в условиях закрытых "технологических" границ российским производителям оборудования будет просто неоткуда перенимать необходимые квалификации и опыт, опасается Родионов.

Учитывая вышесказанное, следует, видимо, сделать вывод, что СПГ-индустрия в условиях лишения доступа к зарубежному оборудованию и введенного Белым домом запрета на привлечение финансирования в энергетический сектор (что в совокупности грозит долговременной стагнацией в производстве и экспорте сжиженного продукта) должна стать объектом отдельного внимания российских властей. Не исключено, что может потребоваться специальная программа развития данной подотрасли.

Ведь российский СПГ в любом случае будет и в дальнейшем экспортироваться в Европу, уверен Юшков из ФНЭБ. "Эти поставки все же менее политизированы, чем трубопроводные", — считает он. Эксклюзивным экспортером природного газа по трубопроводам из России является "Газпром", чья безусловная подконтрольность Кремлю не вызывает сомнений у европейских политиков и потребителей. В свою очередь, СПГ-терминалы способны принимать танкеры с объемами из любых источников, где имеются соответствующие мощности для сжижения газа.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 11.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики