Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа приказала российскому газу не сжижаться

Европа приказала российскому газу не сжижаться

Евросоюз стремится отказаться от российского газа в течение пяти лет. Поэтому новые масштабные проекты СПГ добавили бы экспорту из России гибкости и глобальности. Но так как геополитический клинч продолжается, Брюссель принимает все более жесткие санкции и запретил в пятом санкционном пакете поставки технологий и оборудования для сжижения газа. Под угрозой оказались даже строящиеся проекты, так как ограничения распространяются и на предоплаченные заказы. Их разрешили завершить не позже 27 мая.

К 2035 году Россия планировала выйти на производство 120−140 млн тонн СПГ в год (165−193 млрд кубометров) и занять долю в 20% в мировых поставках сжиженного газа. В прошлом году, по данным ФТС, три проекта СПГ «Сахалин — 1» на Дальнем Востоке, «Ямал СПГ» в Арктике и «Криогаз Высоцк» на Балтике обеспечили экспорт 26,7 млн тонн (около 37 млрд кубометров). В этом году к ним добавился комплекс «Портовой» на 1,5 млн тонн (2 млрд кубометров), который принадлежит «Газпрому» и находится в Балтийском море.

В остальном — все российские проекты находятся в разной стадии разработки. В активной фазе — «Арктик СПГ — 2» на 19,8 млн тонн (27,3 млрд кубометров) и комплекс «Газпрома» в Усть-Луге на 13 млн тонн (18 млрд кубометров).

Санкции, которые ввел на прошлой неделе Евросоюз, ставят под угрозу и их. Брюссель запретил экспорт технологий и оборудования для сжижения газа в Россию не только на будущее, но и по уже подписанным контрактам. Их необходимо закрыть до 27 мая.

Так как технологиями и производством оборудования владеют компании США и стран ЕС, то под угрозой оказались планы России не только по экспансии на рынке СПГ, но и изменению потоков газа после того, как ЕС откажется от российского топлива.

Так, например, «Новатэк» продолжит строительство только первой из трех линий «Арктик СПГ — 2» мощностью 6,6 млн тонн, а работы по остальным перспективным проектам остановит, сказал источник «Коммерсанта». Второй арктический проект российская компания планировала запустить уже в 2023—2026 годах, а продолжение работ по первой линии связано с тем, что она уже была готова к введению новых санкций на 98%.

«Новые санкции могут не позволить России реализовать энергетическую стратегию, предполагающую существенный рост доли на мировом рынке СПГ. Под вопросом находятся даже уже строящиеся заводы, как „Арктик СПГ — 2“, который зависим от технологий, например, немецкой Linde», — говорит аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. Он отмечает, что отечественная технология, использованная «Новатэком» на четвёртой линии «Ямал СПГ», к сожалению, показала свою проблемность и на текущий момент неконкурентоспособна с западными аналогами.

«Если санкции не будут смягчены или не будет найден способ их обхода, сложно сказать, сколько лет может занять разработка собственных успешных технологий», — замечает аналитик ФГ «Финам».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что спешка, которая была с монетизацией запасов, ни к чему хорошему не привела.

«За 8 лет со дня первых секторальных санкций в России не появилось собственной технологии, кроме неважной среднетоннажной. Много говорили о локализации производства, но нужны были компетенции, которые так и не появились. Идей было много, включая общий центр, но все они так и остались идеями, так как лоббисты поспешной монетизации запасов добились своего и использовали иностранные технологии и оборудование», — говорит замдиректора ФНЭБ. Он добавляет, что попытаться завершить уже начатые проекты можно с отечественной технологией, но они будут уже совершенно новыми, а сама стратегия развития СПГ в России требует переосмысления.

С созданием собственной технологии и разработкой отечественного оборудования в России затянули, согласен эксперт по энергетике Александр Собко. Но в США, например, есть крупные среднетоннажные проекты СПГ, и Россия могла бы пойти по этому пути, пусть и с опозданием на несколько лет, добавляет он.

«Действительно, среднетоннажные технологии могут быть выходом из сложившейся ситуации. Однако проблема состоит в том, что мы затянули с созданием такой собственной технологии и производством необходимого оборудования. Да, у нас уже работает „Арктический каскад“, небольшая четвёртая линия „Ямал СПГ“ на 0,9 млн тонн. Но, как известно, работает с проблемами и нареканиями к производителям оборудования со стороны заказчика. Вне зависимости от того, на каком этапе на самом деле появляются трудности, очевидно, что они есть. Если бы это была бы полностью отработанная схема как в части технологии, так и в части массового производства оборудования, то сектор бы почти не заметил текущих санкций», — говорит Александр Собко. Он считает, что новые заводы СПГ строились бы не из крупнотоннажных, а из серии среднетоннажных линий.

«Как, кстати, это происходит в некоторых американских экспортных СПГ-производствах. Хотя у них есть выбор, по какому пути пойти. Остаётся надеяться, что такой путь получится осуществить. Хотя, конечно, из-за того, что мы опоздали в реализации на несколько лет, теперь мы теряем время на закрытие всех проблемных вопросов с российской технологией», — говорит эксперт по энергетике.

По прогнозу Shell, к 2040 году глобальный спрос на СПГ вырастет во все мире до 600 млн тонн и выше. При этом даже строящиеся проекты, включая Россию, не смогут обеспечить его и дефицит составит не менее 180 млн тонн (250 млрд кубометров).

Поэтому теоретически российский трубопроводный газ может быть востребован в Европе и в следующем десятилетии. Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач, однако, советует не спешить с прогнозами.

«При цене газа выше $ 1000 о росте спроса говорить сложно. Особенно с учетом того, что Запад не отказывается от зеленой повестки и декарбонизации, — отмечает эксперт. — Сейчас ЕС и США ездят по всему миру и просят увеличить производство СПГ. А их спрашивают о гарантиях, что инвестиции в производство окупятся. Россия ведь тоже не будет сидеть сложа руки и постарается перенаправить часть газа в Китай. Тогда Китаю понадобится меньше СПГ».

Рынок СПГ может стать дефицитным на горизонте уже 2−3 лет даже в сценариях, которые учитывали успешную реализацию того же «Арктик СПГ — 2», добавляет аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.

«Вероятно, среднесрочно такая ситуация будет поддерживать цены на повышенном уровне, а также не позволит в ближайшие несколько лет Европе полностью отказаться от поставок „Газпрома“. На более долгосрочном горизонте (5−7 и более лет) подобный дисбаланс, вероятно, приведёт к появлению новых проектов по производству СПГ», — добавляет Сергей Кауфман.

В любом случае, считает Алексей Гривач, сейчас расчеты и прогнозы крайне затруднены.

«В том числе потому, что геополитический клинч продолжается, а его последствия не прогнозируемы», — говорит замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 13.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики