Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Развернуть трубы". Россия глобально меняет энергостратегию

"Развернуть трубы". Россия глобально меняет энергостратегию

Президент России в ходе совещания, посвященного ситуации в нефтегазовой отрасли, поручил ускорить реализацию инфраструктурных проектов, чтобы перенаправить экспорт ресурсов на новые рынки и предусмотреть создание новых трубопроводов из Сибири. Эксперты, опрошенные "Прайм" объяснили, как это можно реализовать.

ПОСТАВКИ ГАЗА

"Проще всего с газопроводами, — говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Все географические планы уже были заявлены, и вопрос только в том, чтобы определиться с мощностью". Есть два основных ресурсных узла, с которых ведутся поставки в ЕС. Первый — старый советский узел, Уренгойский, который до сих пор работоспособен. Второй — это полуостров Ямал, Бованенково и перспективные месторождения, которые мы должны запустить. Ранее уже был заявлен проект, в рамках которого должен быть построен газопровод с полуострова Ямал. "История вполне понятная, она озвучивалась под диверсификацию поставок, — рассказывает Симонов. — Задолго до "лобового" конфликта с Западом было ясно, что нужно иметь возможность перенаправлять потоки".

По первому трубопроводу, который должен пройти через территорию Монголии, уже готово технико-экономическое обоснование (ТЭО), поясняет специалист. "Дальше надо смотреть по мощности, — рассуждает специалист. — Может быть, придется ее скорректировать, поскольку теперь понятно, что надо практически всю ресурсную базу направлять в сторону Китая, который, как выражается Симонов, может стать крупным "монопотребителем" российского газа. Но есть риск возникновения проблем в обозримом будущем с наращиванием поставок сжиженного природного газа (СПГ), указывает он. "Хотя и здесь есть варианты, включая строительство малотоннажных заводов", — уточняет эксперт.

Но трубопровод точно нужно строить, одно другому в нынешней ситуации не помешает. "У нас правительство по-прежнему накапливает средства в ФНБ, что вызывает изумление", — говорит он. Сейчас, вне всяких сомнений, нужно инвестировать в инфраструктуру, уверен Симонов.

С ним соглашается инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. При этом он отмечает, что строительство второго газопровода в Китай, "Сила Сибири — 2", пока не ведётся, так что и говорить о его ускорении некорректно. "Для начала строительства необходимо подписать новый контракт с Китаем, а переговоры все еще продолжаются, и пока не понятно, когда они могут быть завершены, — констатирует эксперт. — Само строительство даже в ускоренном режиме займет несколько лет".

"По срокам реализации я бы сравнил "Силу Сибири — 2" с "Уренгоем", — рассуждает глава ФНЭБ Симонов. — Моя оценка — это три-пять лет".

ПОСТАВКИ НЕФТИ

По нефтепроводам подобных планов не было, то есть основная идея — развивать порты, отмечает специалист. Есть, конечно, вариант построить еще одну трубу по маршруту "ВСТО-2" до Козьмино и расширить пропускную способность этого порта, поскольку это именно путь в Азию вообще, а не только в Китай.

"Нефть из Козьмино активно поставляется в КНР, — отмечает Симонов. — И можно из района Благовещенска достроить "трубу" до Козьмино". Но есть и другой путь — вернуться к теме Северного морского пути (СМП). "Ясно, что в нем сейчас есть смысл и есть потребность в развитии собственного танкерного флота, — указывает эксперт. — Долго думали, что возить по нему. Можно возить любую нефть. Объемы из Приморска тоже можно было бы отправлять не через Балтику в Роттердам, а в другую сторону". То есть в случае с нефтью больший акцент следует делать на морском транспорте, резюмирует он.

В сложившейся ситуации нужно делать ставку на диверсификацию каналов поставок, уверен Суверов. "Стоит отметить, что Россия начала этот процесс еще в 2009 году, — напоминает он. — Была построена и успешно введена в эксплуатацию первая очередь трубопровода "Восточная Сибирь — Тихий океан", от Тайшета до Сковородино. Его вторая очередь, Сковородино — Козьмино, была сдана в 2012 году".

Трубопровод "Восточная Сибирь — Тихий океан" соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с растущим рынком Китая и других стран Азии. В 2019 году нефтепровод был выведен на максимальную проектную мощность: "ВСТО-1" — 80 млн тонн в год, "ВСТО-2" — 50 млн тонн.

По итогам 2021 года более 50% объемов поставок сырья "Роснефти" за рубеж пришлось на страны Азии, отмечает Суверов. А в феврале текущего года "Роснефть" и Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (CNPC) подписали соглашение о поставках 100 млн тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет, напоминает он. Сырье будет перерабатываться на северо-западе Китая для удовлетворения потребности страны в нефтепродуктах.

"В связи с этим наиболее логичным шагом в сложившейся ситуации мне представляется дальнейшее расширение мощностей транспортной инфраструктуры для организации увеличенного объема поставок нефти в страны АТР, включая трубопроводную, железнодорожную, портовую, терминальную", — резюмирует эксперт.

ДОРОЖНАЯ КАРТА

При этом глава ФНЭБ Симонов позитивно оценивает решение российского лидера принять новую энергетическую стратегию. О предыдущем документе он высказывается скептически.

"Я был одним из тех, кто говорил, что это абсолютно бессмысленный документ и неоднократно выступал на тему всех коррекций, — сокрушается специалист. — Она очень быстро теряла актуальность, то и дело возникала необходимость ее переписывать. Это черепаха, которая всегда бежит быстрее Ахиллеса". И каждый раз у авторов документа находились какие-то оправдания относительно ее устаревания, указывает Симонов. Но оправдания всегда можно найти. А отрасли сейчас необходимо внятное целеполагание, уверен он. Должны быть надежные документы, выполняющие функцию государственного плана.

"Сейчас надо просто осознать, что мы в новой ситуации оказались, — отмечает специалист. — Нужен гораздо более четкий план. Необходим более короткий и внятный документ, что-то вроде "дорожной карты" развития отрасли, в которой поставлены внятно и четко основные задачи. Тем более что они сейчас понятны. Нужно искать новые рынки, поддерживать производителя. Нужно, в частности, внятно и честно сказать, что переживания относительно климата — это баловство, о чем и Владимир Путин на совещании говорил. А у нас некоторые чиновники по-прежнему спрашивают, что будет со стратегией низкоуглеродного развития, с платой за углерод".

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 15.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики