Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт объяснил, как Россия развернет нефть и газ из Европы в Азию

Эксперт объяснил, как Россия развернет нефть и газ из Европы в Азию

Эксперт Симонов: Россия может активнее строить трубопроводы в Азию, а нефть возить по морю

Задача изменения направления поставок энергоресурсов в условиях жесткого курса "коллективного Запада" на постепенный отказ от нефти и газа из России, которую поставил президент Владимир Путин, вполне разрешима, но на это понадобится определенное время, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

"Проще всего с газопроводами. Все географические планы уже были заявлены, и вопрос только в том, чтобы определиться с мощностью", — считает он.

Есть два основных ресурсных узла, с которых ведутся поставки в ЕС, указывает он. Первый — старый советский узел, Уренгойский, который до сих пор работоспособен. "Второй — это полуостров Ямал, Бованенково и перспективные месторождения, которые мы должны запустить", — уточняет специалист.

Ранее уже был заявлен проект, в рамках которого должен быть построен газопровод с полуострова Ямал, напоминает он. "История вполне понятная, она озвучивалась под диверсификацию поставок, — рассказывает Симонов. — Задолго до "лобового" конфликта с Западом было ясно, что нужно иметь возможность перенаправлять потоки".

По первому трубопроводу, который должен пройти через территорию Монголии, уже готово технико-экономическое обоснование (ТЭО), поясняет специалист. "Дальше надо смотреть по мощности. Может быть, придется ее скорректировать, поскольку теперь понятно, что надо практически всю ресурсную базу направлять в сторону Китая, который может стать крупным "монопотребителем" российского газа", — считает он.

При этом есть риск возникновения в обозримом будущем проблем с наращиванием поставок сжиженного природного газа (СПГ), указывает он. "Хотя и здесь есть варианты, включая строительство малотоннажных заводов", — уточняет эксперт. Но трубопровод точно нужно строить, одно другому в нынешней ситуации не помешает. "У нас правительство по-прежнему накапливает средства в ФНБ, что вызывает изумление", — говорит он. Сейчас, вне всяких сомнений, нужно инвестировать в инфраструктуру, уверен Симонов.

"По срокам реализации я бы сравнил "Силу Сибири — 2" с "Уренгоем", — рассуждает он. — Мои оценки — это три-пять лет".

"По нефтепроводам подобных планов не было, то есть основная идея — развивать порты, — отмечает специалист. — На совещании говорили про нефтепроводы. Есть, конечно, вариант построить еще одну трубу по маршруту "ВСТО-2" до Козьмино и расширить пропускную способность этого порта, поскольку это именно путь в Азию вообще, а не только в Китай [система магистральных нефтепроводов "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО) соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино и обеспечивает поставки в Азию — прим.]".

"Нефть из Козьмино активно поставляется в КНР, — отмечает Симонов. — И можно из района Благовещенска достроить "трубу" до Козьмино". Но есть и другой путь — вернуться к теме Северного морского пути (СМП). "Ясно, что в нем сейчас есть смысл и есть потребность в развитии собственного танкерного флота, — указывает эксперт. — Долго думали, что возить по нему. Можно возить любую нефть. Объемы из Приморска тоже можно было бы отправлять не через Балтику в Роттердам, а в другую сторону". То есть в случае с нефтью больший акцент следует делать на морском транспорте, резюмирует он.

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 15.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики