Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что поможет бюджету не потерять доходы от добычи нефти, угля и газа

Что поможет бюджету не потерять доходы от добычи нефти, угля и газа

Наибольший риск для бюджета России несет не снижение экспорта нефти, газа и угля, а падение из-за этого их добычи, которое приведет к уменьшению налоговых поступлений в казну. Постепенный отказ от наших углеводородов западных стран уже происходит. Если он ускорится по политическим причинам, то все выпадающие объемы поставок на Запад перенаправить на Восток не получится. И выходом в такой ситуации будет увеличение внутреннего потребления и расширение инфраструктуры для наращивания экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В апреле добыча нефти в России снизится на 4-5% по сравнению с мартом из-за изменения маршрутов доставки, проблем со страхованием и фрахтом судов, в начале месяца заявил вице-премьер Александр Новак. Если брать мартовские результаты поступления средств в бюджет от добычи нефти (1,08 трлн рублей), то снижение производства на 5% - это 54 млрд рублей. При этом экспортная пошлина на нефть в марте принесла 88,1 млрд рублей. То есть снижение отгрузок нефти за границу даже на 50% окажет меньшее влияние на пополнение казны, чем анонсированное падение добычи.

Но добыча углеводородов в России привязана к их экспорту. В 2021 году за границу было отправлено 43% нефти (из них более 60% ушли в Европу), 31% газа (в Европу - почти 75%) и свыше 50% угля (в Европу - свыше 22%). Поэтому снижение поставок в западном направлении будет приводить к падению показателей добычи.

инфографика "РГ" / Александр Чистов / Сергей Тихонов

На первый взгляд наиболее критично выглядят цифры по нефти. Но на деле именно ее экспорт проще перенаправить в страны АТР. Основная часть поставок за границу происходит морем, по трубопроводу "Дружба" в Европу в 2021 году было поставлено только 35 млн тонн нефти - чуть менее 7% от общероссийской добычи. Конечно, морские поставки из портов Балтики и Черного моря в близлежащие страны Европы - это совсем не то, что транспортировка вокруг континента через Суэцкий канал в Китай или Индию. Но с учетом рекордных котировок барреля затраты на доставку отбиваются. Большей проблемой является замена танкеров, для поставки в АТР нужны суда другого класса и грузоподъемности.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в результате снижения экспорта добыча нефти в нашей стране может упасть максимум на 10%. Моментальный отказ от наших нефти и газа для стран Европы невозможен по экономическим причинам, на это потребуется 4-5 лет - по нефти и 6-8 лет - по газу. Но в дело может вмешаться политика, решение может быть принято европейскими чиновниками вопреки здравому смыслу, отмечает эксперт.

Самая сложная ситуация - с газом. Основной поток экспорта уходит на Запад. Объемы нашего производства сжиженного природного газа (СПГ), не зависящего от трубопроводов, сейчас составляют около 42 млрд кубометров в год и серьезно вырасти должны только к 2025-2026 году. Причем с учетом запрета ЕС на поставки в Россию оборудования для заводов СПГ и эти сроки могут быть скорректированы. С Китаем есть договоренность о строительстве газопровода с Дальнего Востока на 10 млрд кубометров, и в процессе согласования находится проект газопровода "Союз Восток" через Монголию мощностью до 50 млрд кубометров в год. Но реализация этих проектов - дело не одного года, и пока единственный рабочий маршрут поставок газа на Восток - "Сила Сибири", который только в 2025 году должен выйти на проектную мощность в 38 млрд кубометров в год. Для сравнения, мощность наших газопроводов в сторону Европы без учета транзита через Украину и поставок в Турцию - 158 млрд кубометров (включая "Северный поток-2").

С углем схожая ситуация, возможности железнодорожной инфраструктуры на Востоке ограничены, но здесь Россия не так зависит от поставок на Запад. Основные объемы экспорта идут в страны АТР, а какую-то часть поставок получится осуществлять через западные порты.

В результате, если отталкиваться от показателей 2021 года, снижение добычи нефти и газа только на 10% в этом году уменьшит поступления в бюджет на 812 млрд рублей (3,2% от всех доходов - 25,3 трлн рублей). А учитывая рост цен на нефть и газ, экспортную пошлину, эффект на рынок труда и заказ промышленности, потери могут быть значительно больше.

Выход здесь напрашивается один - не допустить снижения добычи можно ростом внутреннего потребления. По самой уязвимой для российского экспорта позиции - газу, с точки зрения управляющего партнера КПМГ в России Антона Усова, оптимальным решением остается внутренняя газификация регионов РФ, которая позволит увеличить внутреннее потребление "голубого топлива".

Еще одной из возможностей увеличения внутреннего спроса на нефть и газ в России является наращивание их использования в нефтехимическом производстве, считает партнер департамента консалтинга "Делойт и Туш" Йорг Дорлер. Но строительство химических заводов занимает несколько лет, и в России оно сильно зависит от использования иностранных технологий, а также привлечения заемных средств, которые часто выделялись западными банками. С учетом вышеперечисленных проблем расширять химическое производство будет очень сложно, считает эксперт.

С этим согласен главный аналитик компании "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. По его мнению, развитие энергоемких производств может повысить внутреннее потребление нефти и газа, но для этого нужен доступ к технологиям и рынкам.

С точки зрения Симонова, проблемы с технологиями мы создали себе сами, растеряв их за последние тридцать лет. Теперь их нужно воссоздать, но уже с учетом последних наработок иностранных производителей. Он считает, что переработка нефти и газа может способствовать поддержанию уровня добычи, но производство обязательно должно быть привязано к смежным отраслям, например, к выпуску удобрений или упаковки.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 17.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики