Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Западные санкции ведут к трансформации нефтегазовой отрасли России

Западные санкции ведут к трансформации нефтегазовой отрасли России

Основные трудности из-за санкций ЕС и США для отечественных нефтегазовых компаний связаны с изменением логистики - необходимостью перенаправлять экспортные потоки на восток, в страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).

При этом существующая инфраструктура в большей степени предназначена для поставок нефти и газа на Запад. К такому выводу пришли участники круглого стола о развитии российского ТЭК в современных условиях, который прошел в пресс-центре "Россия Сегодня".

В Европу мы сейчас поставляем газ только по контрактным обязательствам, а судьба дальнейших поставок будет зависеть от готовности западных стран расплачиваться по новой схеме (в рублях), предложенной Россией, считает директор "Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ" Вячеслав Кулагин.

По его мнению, в случае согласия большинства стран оплачивать газ в рублях наш экспорт на запад будет составлять до 140 млрд кубометров в год. Полный моментальный отказ едва ли возможен, не только из-за проблем с теплоснабжением и выработкой электроэнергии, а поскольку это приведет к остановке многих предприятий и даже целых отраслей в экономике западных стран, росту безработицы и стремительному падению уровня жизни.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова то, что Европа не может отказаться от российского газа сейчас, не означает, что она это не сделает в ближайшем будущем. Да, сейчас Европа не сможет жить без наших поставок, но и мы не можем перенаправить весь свой экспорт в страны АТР. В Еврокомиссии заявляют, что система оплаты российского газа в рублях, нарушает санкции, введенные ЕС против России. Но никто не может даже объяснить по каким пунктам они будут нарушены. Момент истины наступит в мае, но возможно, что процесс растянется, подчеркивает эксперт.

По нефти в России сейчас есть некоторое сокращение добычи, но заместить всю нашу нефть на мировом рынке не получится, отмечает Кулагин. Сейчас совокупный экспорт нефти и нефтепродуктов из нашей страны - 7,5 млн баррелей в сутки. Максимальный дополнительный объем, который могут дать другие страны - около 2 млн баррелей. Причем в него входят и интервенции нефти из стратегических хранилищ, которые сейчас делают США и некоторые другие страны. Помочь им могли бы страны ОПЕК, но для этого должно распасться соглашение ОПЕК+, в которое входит Россия, что будет невыгодно всем остальным участникам нефтяной сделки.

Проекты газопроводов в Китай, которые сейчас обсуждаются и начинают реализовываться, удастся запустить лишь ближе к 2030 году, считает Кулагин. Но если отказ западных стран от российского газа будет быстрым, то они оттянут на себя значительную часть поставок СПГ, а это в свою очередь сделает более сговорчивым в вопросах строительства новых газопроводов из России, например, Китай.

Еще одним инструментом снизить влияние санкций на российскую энергетику должно стать увеличение внутреннего потребления энергоресурсов. По словам руководителя Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа Вячеслава Мищенко, здесь по некоторым направлениям работа уже идет. Это газификация регионов и связанная с ней объединение в единую систему газопроводов Сахалина, Владивостока и "Силы Сибири".

А вот что касается роста потребления за счет переработки нефти и газа, то здесь есть множество вопросов по импортозамещению, которое было объявлено еще в 2014 году, отмечает Мищенко. По некоторым направления, в том числе по нефтепереработке, есть критическая зависимость от импорта технологий и программного обеспечения.

Пока Европа не может отказаться от нашего газа, но она постарается это сделать в ближайшем будущем

Как отметил Симонов, мы находимся под санкциями уже 8 лет, и столько же работает программа импортозамещения. А теперь выясняется, что у нас импортозамещение не получается, потому что нет комплектующих, которые мы получали из-за границы. И совершенно непонятно, что у нас с технологиями крупнотоннажного производства сжиженного природного газа (СПГ), что с технологиями многостадийного гидроразрыва пласта (МГРП - используется для добычи трудноизвлекаемых запасов - РГ), подчеркивает эксперт.

Также с точки зрения Мищенко, важна тема ценообразования на внутреннем топливном рынке. Даже наша нефть поставляется на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) по ценам с привязкой к международным котировкам. И если эта привязка сохраниться, то цены на внутреннем рынке будут расти. Поэтому вопрос срочной отвязки внутреннего рынка от внешних индикаторов, очень животрепещущий. Нужно создать собственную систему ценообразования, но государственного регулирования, а рыночную, считает эксперт.

По мнению Симонова, необходимо еще определиться с ролью государства в трансформации энергетической отрасли в новых условиях. Пока основная тяжесть по перенаправлению экспортных потоков и поддержанию уровня добычи ложится на компании. При этом обещанные льготы на высоковязкую и вязкую нефть не введены, пересмотр демпфера (механизм компенсации нефтеперерабатывающим заводам финансовых потерь при поставках топлива на внутренний рынок) отложен. А отрасль сейчас, как никогда, нуждается в дополнительных инвестициях. И относиться к ней как к дойной корове сейчас нельзя, подчеркивает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 18.04.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики