Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рынок, которого нет

Рынок, которого нет

Европейская комиссия (ЕК) близка к реализации своей идеи фикс – взятию энергетической политики блока под свой полный контроль.

Неуважение к контрактным обязательствам

В середине мая ЕК должна представить странам-членам финальную версию стратегии ЕС в энергетической сфере в условиях отказа от российских энергоносителей. Ее контуры были очерчены в марте в виде драфта, который предполагал установление минимальных требований по закачке газа в ПХГ, создание института централизованных закупок энергоносителей под эгидой ЕК и реализацию других антирыночных мер (что, впрочем, уже давно не является чем-то из ряда вон выходящим для Брюсселя).

С тех пор прошло не так много времени, но набор конкретных шагов «на местах» в этом направлении уже впечатляет. Правительство Германии фактически «национализировало» компанию Gazprom Germania, через которую российский концерн владел инфраструктурными активами в Европе и вел трейдинговый и розничный бизнес на территории некоторых стран ЕС. Управление группой «без суда и следствия» было передано национальному сетевому агентству BNA. На уровне ЕС принято эмбарго на импорт угля из России (правда, с отсрочкой до августа), обсуждается соответствующее решение по нефти и даже газу. В частности, открыто заявляется, что крупнейший покупатель российского газа – Германия – может отказаться от него в течение двух лет, несмотря на то, что долгосрочные контракты на поставку в эту страну заключены как минимум до 2030 года, а некоторые истекают после 2040 года. Аналогичные заявления, недвусмысленно намекающие на полное отсутствие уважения к своим контрактным обязательствам, звучали и от политиков других стран Евросоюза и, конечно, от руководства ЕК.

Истерическая реакция

При этом требование России перейти на рубли при оплате за газ, после того как Вашингтон и Брюссель фактически отсекли Москву от своих финансовых систем (не говоря уже про заморозку денежных средств), что сделало доллар и евро токсичными средствами платежа, вызвало у политических деятелей нервный тик и отнюдь не праведное возмущение. Еще до публикации конкретной схемы платежей они вдруг вспомнили о контрактах. Мол, в них предусмотрена оплата газа в евро и, реже, в американских долларах или британских фунтах, и они будут платить в этих валютах и вообще не знают, где взять рубли. После того как был опубликован указ президента России с подробной схемой платежей, накал политической истерики слегка спал, а большинство коммерческих контрагентов потихоньку стали готовиться к переходу на новую систему оплаты за поставленный газ.

Более того, в течение марта Европа резко увеличила заявки на импорт российского газа по сравнению с началом года. Украинский транзитный маршрут был загружен вдвое выше, чем в январе, и на две трети больше, чем в феврале. А, к примеру, Литва, которая в начале апреля гордо заявила об отказе от российского газа, в прошлом месяце импортировала более 200 млн кубометров трубопроводного газа из России. Это больше, чем за все три зимних месяца, и составляет примерно треть от всего прошлогоднего объема. Понятно, что это было экстренное пополнение запасов на фоне панических настроений в связи с возможным введением эмбарго на импорт российских энергоносителей или опасений, что Москва ответит на беспрецедентные и безумные санкции перекрытием вентиля. Но, тем не менее, защищаться от собственного эмбарго против российского газа санкционеры были намерены за счет роста закупок именно российского газа.

Европейский рынок газа разрушен

Во всей этой свистопляске за кадром остается один прискорбный факт. Рынок газа в Европе, который бережно выстраивали в течение последних 50 лет, в том числе во многом на базе российских запасов, и который стал одной из важнейших составляющих роста экономического благосостояния и качества жизни европейцев, уже почти полностью разрушен. Средняя цена газа на спотовых площадках ЕС в течение минувшего отопительного сезона составила около $1200 за 1 тыс. кубометров, что в пять раз выше, чем с октября 2020 по март 2021 года, и в три раза выше, чем зимой 2013–2014 годов. И это очень серьезно. Не краткосрочный всплеск на фоне аномальных холодов или ограничения поставок в результате форс-мажора, а средний уровень за полгода, абсолютно запретительный для коммерческого спроса и разорительный для бытовых потребителей.

В Европе, безусловно, привыкли к высоким ценам на энергоносители: конечные пользователи – граждане или мелкий бизнес – во многих странах ЕС и раньше платили больше евро за кубометр природного газа. Но основную часть этой цены формировала наценка местных поставщиков, а также разные прямые и косвенные фискальные поборы, за счет которых субсидировались в том числе и возобновляемые источники энергии. Сейчас же такова стоимость газа на оптовом рынке. И не только газ, но и все виды энергии – от угля до электричества – продемонстрировали резкий рост стоимости. И вот уже мы видим двузначные уровни инфляции там, где привыкли измерять ее десятыми долями процента. А главы правительств стран ЕС всерьез обсуждают введение государственного регулирования цен на газ и электроэнергию в том или ином виде.

Куда путь борьбы с российскими углеводородами (и, учитывая их роль в обеспечении ЕС, с углеводородами в целом) заведет европейцев, если в самом его начале и без реального дефицита поставок они столкнулись с фиаско собственного энергетического рынка, остается только догадываться.

Автор: Алексей Гривач, заместитель генерального директора ФНЭБ

Источник: ИнфоТЭК, 13.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики