Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Последствия введения ЕС эмбарго на российскую нефть

Последствия введения ЕС эмбарго на российскую нефть

Введение ЕС эмбарго на российскую нефть обернется шоком для Европы, а вот Россия готова к такому сценарию, заявил в эфире программы "Субъективно" на "Радио России" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Он предположил, что переговоры о возобновлении поставок начнутся на следующий день после того, как они прекратятся.

"Ситуация для Европы, конечно, будет весьма стрессовая. Дизельный кризис, который надвигается, будет еще больше ужесточен, и рост стоимости товаров, которые перевозятся с помощью дизеля, будет неизбежен. Повторяю, тут короткая дорожка до эскалации в сторону нефтегазового полного эмбарго. Я думаю, что Россия, конечно, такие варианты тоже просчитывает. Россия в принципе готова к такому сценарию. Да, это будет тоже стрессовая ситуация для нас, но мы имеем опыт, как сокращать добычу, по крайней мере, на какое-то время. Да, в коронавирус мы сокращали добычу, возможно, на меньшие сроки, чем придется в текущих обстоятельствах, но опыт, как это делать есть, и, кстати, видите, после короновируса какого-то полного разрушения нефтяной индустрии России не произошло. В принципе, все вполне держится. Тут скорее всего будет игра в гляделки – кто раньше моргнет при остановке поставок, и на каких условиях эти поставки возобновятся. Я не исключаю, условно говоря, что переговоры о возобновлении поставок начнутся на следующий день после того, как они – по желанию той или иной стороны – прекратятся".

Поставки российской нефти в Индию будут увеличиваться по мере роста экономики этой страны. Но основной проблемой наращивания этих поставок является отсутствие у России собственного танкерного флота:

"Индия – это такой энергетический близнец Китая. В том плане, что там тоже очень большое население, в котором постепенно растет благосостояние. Значит, миллиарду людей так или иначе нужна энергия для транспорта, для кондиционирования, для перемещения, для товаров, чтоб производились нормально, чтоб цепочки работали производственные. А уровень жизни постепенно растет. Раз он растет, значит, и количество энергии тоже там постепенно будет больше. Туда можно будет поставлять нефть, естественно, морским путем. Тут есть у нас какие проблемы? Проблемы у нас есть, связанные с тем, что у нас нет своих танкеров, мы зависим от чужих судоходных компаний, те, в свою очередь, могут выкручивать руки. Мы зависим от страховщиков и так далее. Но, в принципе, если цифры показывают рост экспорта в Индию, значит, все эти проблемы более-менее преодолимы. Возможно, будем договариваться с судоходными трейдерскими компаниями за пределами крупных игроков западных, которые находятся постоянно под пристальным вниманием прессы. Есть много других компаний, которые готовы с нами работать".

У России достаточно гибкие пути поставки нефти, но для полной свободы нужен собственный танкерный флот, сообщил Станислав Митрахович:

"Надо, конечно, постепенно начать делать собственные танкеры или покупать эти танкеры, чтобы иметь большую свободу. Определенные сложности могут быть с заправкой российских танкеров, идущих через Европу, но здесь надо договариваться. Я думаю, если у нас с Турцией отношения хорошие будут, то через Суэцкий канал все эти вещи можно будет поставлять и, если с арабскими странами тоже будут хорошие отношения. А так, конечно, Китай есть. Туда надо будет либо новую трубу строить, возможно, она будет называться ВСТО-3, возможно, будут еще какие-то маршруты продумываться. В принципе, 60% российской нефти экспортируются морем, поэтому гибкость более-менее есть".

Использовать мощности Северного потока-2 для производства сжиженного газа будет сложно, потому что у России нет собственной крупнотоннажной технологии сжижения газа. Единственный путь – масштабировать имеющиеся отечественные среднетоннажные технологии:

"Ситуация с СПГ у нас сложная. К сожалению, за восемь лет, которые прошли с 2014 года внутрироссийские ключевые компании, которые занимались производством сжиженного газа заявляли свои проекты как самые лучшие, соревновались друг с другом, но недостаточно кооперировались и государство здесь не проявляло достаточную свою роль, чтобы создать свою собственную крупнотоннажную технологию сжижения газа. Поэтому сейчас у России крупнотоннажной технологии сжижения газа по-прежнему нет, есть среднетоннажная технология "Арктический каскад". Работает в тестовом режиме – 0.9 млн тонн в год на 4-ой линии Ямала СПГ. Есть Газпромовский проект – станция "портовая" в ленинградской области, откуда среднетоннажный может поставляться в разные места – в том числе, например, в Калининград, если это будет необходимо в случае прекращения маршрута через Литву, что тоже не исключено. Один из вариантов развития событий: нам делать ставку на как раз на среднетоннажный СПГ-проект".

Источник: Smotrim.ru, 21.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики