Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > КТК возобновил прокачку нефти спустя месяц после аварии на Черном море

КТК возобновил прокачку нефти спустя месяц после аварии на Черном море

В марте два из трех причальных устройств, которые позволяют загружать нефть в танкеры на значительном расстоянии от берега, получили повреждения после шторма. КТК временно вывел их из эксплуатации для обследования и ремонта

Выносное причальное устройство (ВПУ) Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на морском терминале под Новороссийском возобновило работу спустя месяц после аварии, говорится в поступившем в РБК сообщении компании.

Накануне специалисты провели водолазные работы и открыли оконечный подводный трубопроводный манифольд (секущая задвижка). Они ввели отремонтированное и промытое ВПУ-3 в эксплуатацию и возобновили перевалку нефти. К причальному устройству для погрузки пришвартовали танкер Delta Commander.
ВПУ-1 функционирует в штатном режиме. 28 марта о возобновлении отгрузки нефти с помощью его после обследования писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
ВПУ-2 все еще временно выведено из эксплуатации.

21 и 22 марта подрядная организация концсорциума ООО «Транснефть-Сервис» выявила повреждения девятого и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2 и смещение силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3 из-за шторма. Повреждения стали критическими, поэтому КТК приостановил эксплуатацию ВПУ.

Консорциум заявил, что вывод оборудования позволил избежать аварийного разлива нефти в акваторию Черного моря. «Мониторинг обстановки в районе морского терминала КТК под Новороссийском также осуществляли специалисты Росприроднадзора. Разлива нефти зафиксировано не было», — сообщили в КТК.

Тогда компания заверила, что у нее есть аварийный комплект для замены шлангов, но предупреждала о возможных затруднениях с будущими поставками запчастей для ВПУ и последующем тройном снижении объема экспорта нефти.

Заместитель министра энергетики Павел Сорокин указывал, что восстановление работы терминала может занять полтора или даже два месяца. Он прогнозировал потенциальную потерю до 1 млн барр. нефти в сутки (до 80%). Авария влияла на добычу российских компаний, поэтому правительство обещало помочь КТК в восстановлении, говорил Сорокин.

Между тем ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков оценивал сроки ремонта инфраструктуры КТК в три—пять недель при подходящей погоде. Если ремонт двух из трех ВПУ занял бы более месяца, мог возникнуть сбой в отгрузке нефти потребителям — Италии, США, КНР, Турции, Франции и Испании, говорил источник, близкий к КТК.

Министр финансов Казахстана Ерулан Жамаубаев оценил ущерб от аварии в 100–150 млрд тенге ($218,5–327,8 млн).

Трубопроводная система КТК — один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Трубопровод Тенгиз — Новороссийск имеет протяженность 1511 км, доставляет более двух третей экспортной нефти Казахстана и сырье с российских месторождений, в том числе на Каспии. Морской терминал КТК под Новороссийском с тремя ВПУ позволяет безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега.

Крупнейшие акционеры КТК — «Транснефть» (24%) и казахский «КазМунайГаз» (19%). «КТК Компани» владеет 7% акций, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holdings Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. S. a r.l. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.

В 2021 году морской терминал отгрузил 60,7 млн т нефти. Из них 53 млн т поставили казахстанские грузоотправители, еще 7,6 млн т поступило из России. Самые большие объемы нефти в трубопроводную систему поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.

При этом два ВПУ осуществляли одновременную отгрузку 48% эксплуатационного времени, сообщил глава КТК Николай Горбань. В остальных случаях отгрузка шла через одно ВПУ в зависимости от погоды, времени подхода танкеров и плановых ремонтов.

Автор: Жанна Антохина

Источник: РБК, 24.04.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики