Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Shell начала выход из проекта по добыче СПГ «Сахалин-2»

Shell начала выход из проекта по добыче СПГ «Сахалин-2»

По свидетельству источников Financial Times, процесс крайне сложный — Shell придется продать свою долю с огромной скидкой и такая сделка потребует обязательного одобрения со стороны России. Кто станет покупателем?

Близкие к британско-нидерландской компании источники Financial Times называют процесс «кошмарным». «Сахалин-2» — крупнейший в мире комплексный проект разработки нефтегазовых месторождений на острове. Сейчас Shell пытается договориться о продаже своей доли в проекте — в размере 27,5% — с китайскими Национальной офшорной нефтяной корпорацией, CNPC и Sinopec.

Компания надеется вернуть хотя бы часть от суммы — до 5 млрд долларов, которую может потерять при уходе из России. По данным источников Financial Times, любая сделка с китайскими компаниями, скорее всего, будет заключена с большой скидкой и потребует оформления специального соглашения между Россией и Китаем. Но других покупателей на эти активы нет.
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

— Сейчас давление на энергетические компании существенно снизилось по сравнению с тем, что было несколько недель назад, поэтому Shell, может быть, немного поторопилась, объявив об уходе из России на пике антироссийских настроений. Но теперь приходится это выполнять. «Сахалин-2» это очень выгодный проект, в том числе и для Shell, он приносил существенную долю прибыли вообще во всем глобальном бизнесе Shell. Именно это имеется в виду, когда говорится, что Shell ведет чудовищные и ужасные переговоры, потому что в рамках этих переговоров они понимают, что смогут продать почти что за три копейки. И тут вопрос — кто конкретно купит этот актив? С одной стороны, России было бы выгодно самой купить, например, «Газпрому» долю Shell, но тут надо будет смотреть, какое акционерное соглашение и есть ли оно вообще в рамках участия в этом проекте. Если оно есть, то «Газпрому» было бы выгодно самому купить эту долю, а потом перепродать тем же самым китайским компаниям. Здесь вопрос в российско-китайских отношениях — либо мы сразу позволим китайским структурам приобрести эту долю непосредственно у Shell, потому что сделка все равно должна быть одобрена российским руководством, либо мы пытаемся максимально заработать и не допускаем сначала китайские компании, и эту долю перекупает «Газпром», а потом уже перепродает китайцам по более-менее рыночной цене. Вариант, когда китайцы сразу заходят, — скорее политически аргументированный, таким образом мы укрепляем отношения с Китаем, указываем на то, что Россия не изолирована, есть структуры, готовые с нами сотрудничать.

— Что будет с самим проектом?

— Он работает и дальше будет продолжать работать. Ситуации с возможными перебоями поставок различного оборудования в Россию ему пока что не угрожают. У Shell не было ничего такого, что проект не может получить без него. Проблема подобных проектов — построить СПГ-завод, а вот его эксплуатировать никаких сложностей не будет.

— Они ведут переговоры с китайскими компаниями. Что-то известно про них?

— Это крупнейшие государственные компании. CNPC — это компания, с которой у «Газпрома» есть контракт по «Силе Сибири-1». Это основная китайская нефтегазовая компания, огромный национальный монстр. Остальные структуры тоже с ней связаны, разницы никакой особой нет. Переговоры, как правило, ведутся еще и на политическом уровне, эти инвестиции очень большие и без одобрения со стороны государства подобные сделки не проводятся. На самом деле не столь важно, кто конкретно выступает со стороны Китая, если мы говорим именно о государственной компании.

Кроме Shell, долями в проекте «Сахалин-2» владеет российский «Газпром», которому принадлежит более 50%. Еще 22,5% принадлежат японским Mitsui и Mitsubishi. Несмотря на то, что Япония ввела санкции против России, ее компании не стали продавать долю в проекте. Министр экономики страны Коити Хагиуда заявил, что выход из него не станет эффективной санкцией, если новыми владельцами окажутся китайцы. Он добавил, что отказ от инвестиций в «Сахалин-2» приведет к подорожанию энергоресурсов и пойдет на пользу России. Кроме того, большая часть добываемого там топлива предназначена для Японии.

Что касается Shell, то она на фоне конфликта на Украине объявила об уходе из России в конце февраля. Тогда же компания сообщила о планах продать доли в совместных с «Газпромом» проектах. Речь о «Сахалине-2» и половине акций в двух СП с «Газпром нефтью» и «Гыдан энерджи».

Источник: BFM.RU, 24.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики