Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик Гривач: невыход Японии из «Сахалина-2» раскрыл энергетическую уязвимость Токио перед Россией

Аналитик Гривач: невыход Японии из «Сахалина-2» раскрыл энергетическую уязвимость Токио перед Россией

Аналитик Гривач: невыход Японии из «Сахалина-2» раскрыл энергетическую уязвимость Токио перед Россией

Токио отказался выходить из газового проекта «Сахалин-2», потому что боится передачи своих акций Китаю. В этом случае энергобезопасность островного государства будет поставлена под угрозу. Также Страна восходящего солнца больше не сможет покупать дешевый СПГ, рассказал эксперт по энергетике Алексей Гривач.

Доля Токио в нефтегазовом проекте «Сахалин-2» будет оставаться прежней, страна не станет выходить из него. Об этом рассказал министр экономики, торговли и промышленности государства Коити Хагиуда на заседании кабинета министров, сообщило издание «РБК» со ссылкой на Sankei.

Ранее англо-голландская Shell уже изъявила желание продать долю в «Сахалине-2» нефтяной компании из Китая. Однако Япония на аналогичный шаг пойти не готова. По словам министра, выход из проекта эффекта не принесет, России «санкционный урон нанесен не будет». Наоборот, стоимость энергоресурсов вырастет, за счет чего доходы РФ лишь приумножатся.

«Сахалин-2» критически важен для Японии, потому что это самый близкий и надежный источник поставок СПГ, рассказал «ПолитЭксперту» замдиректор по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Японским компаниям проект обеспечивает высокую доходность, так как инвестиции в него давно окупились. Государственные фирмы только лишь получают солидные дивиденды от работы», — отметил собеседник ПЭ.

Токио не готов выйти из «Сахалина-2» даже на фоне антироссийской риторики и санкционного бойкота, который Москве объявили США и страны ЕС, считает Гривач. В случае расторжения контрактов по обычным гражданам, коммерческим интересам компаний и энергетической безопасности страны в целом будет нанесен колоссальный удар. Государство не готово променять свои национальные интересы на геополитические амбиции США. Речь идет об очень больших рисках и суммах.

«Если Япония выйдет из "Сахалина-2", то потеряет огромный высокодоходный актив и дивиденды от будущей деятельности. Также Токио навсегда утратит возможность оказывать хоть какое-то влияние на проект, который будет приносить высокую доходность», — считает эксперт по энергетике.

В конце марта премьер-министр Японии Фумио Кисида отметил, что государство не станет выходить из «Сахалина-2». Сотрудничество с Россией в данной области является критически важным для энергетической безопасности страны. Проект позволяет получать дешевые и стабильные ресурсы на протяжении длительного времени.

Генеральный директор Tokyo Gas Такаси Утида заявил, что выход из проекта спровоцирует сбои в поставках голубого топлива в Японию. Полностью заменить российский газ спотовыми поставками физически невозможно, отметил бизнесмен.

Проект «Сахалин-2» возвели в 1994 году на основе договора о разделе продукции. В подписании соглашения участвовали компания «Сахалин Энерджи», которая на тот момент была под контролем у Shell, власти РФ и администрация Сахалинской области.

В состав акционеров «Сахалин Энерджи» на тот момент входили Shell (55% акций), японская Mitsui (25% акций), и Mitsubishi (20% акций). В 2006 году в проект вошел «Газпром». Сейчас компания владеет более 50% ценных бумаг.

Британско-нидерландская нефтегазовая компания Shell хочет выйти из проекта «Сахалин-2» и некоторых российских совместных предприятий с «Газпромом». Соответствующую информацию ранее привело издание Bloomberg.

Автор: Никита Тыщенко

Источник: ПолитЭксперт, 23.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики