Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия выбирает метан

Россия выбирает метан

Целый пакет мер по развитию газомоторной отрасли в России предложен Правительству Российской Федерации в резолюции II Всероссийского газомоторного форума, проходившего в Москве в конце прошлой недели. Результатом их реализации должны стать снижение стоимости автомобильных перевозок, улучшение экологической обстановки в стране и ускорение развития транспортной сети.

Всероссийский газомоторный форум, состоявшийся на днях в Москве, стал одним из наиболее значимых событий в отрасли, собрав в одном зале представителей более чем 150 коммерческих компаний, представителей научных институтов, органов законодательной и исполнительной власти. Резолюция, принятая участниками форума по его завершению, представляет собой консолидированное мнение участников рынка газомоторного топлива относительно перспектив дальнейшего развития этого направления энергетики.

«Для решения задач трансформации транспортного сектора Российская Федерация выбирает метан, - говорится в преамбуле переданного Правительству РФ документа, - Наша страна обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы двигаться в безуглеродное будущее по собственной уникальной траектории с опорой на отечественные технологии и оборудование, с учетом региональных особенностей, чтобы не декларировать, а обеспечивать реальное повышение качества жизни граждан нашей страны в качестве главной задачи, рассматривая движение к углеродной нейтральности как инструмент, а не самоцель».

С целью создания необходимых условий для ускоренного развития использования природного газа в резолюции газомоторного форума предлагается целый ряд мероприятий как оперативного, так и стратегического характера, направленных на совершенствование государственного регулирования в этой сфере. В частности, создание единого органа для координации государственной политики в сфере газомоторного топлива и альтернативной газификации (в настоящее время регулированием рынка занимается более 20 федеральных министерств и ведомств), разработка новой государственной программы развития этого сектора рынка на период 2023-2030 годы с отражением целей, индикаторов и ресурсного обеспечения.

«Предложения, которые касаются совершенствования правового регулирования газомоторной отрасли, актуальны и требуют пристального внимания со стороны государства, поскольку могут улучшить положение и граждан, и бизнеса, особенно малого и среднего, в силу последних событий и агрессивной санкционной политики», — заявил член комитета Госдумы по энергетике Григорий Шилкин.

«Мы предлагаем действенные меры поддержки бизнеса, работающего на рынке газомоторного топлива, – говорит исполнительный директор «Национальной газомоторной ассоциации» Василий Зинин. – Это позволит выполнить сразу несколько задач как в сфере экономики, так и в отношении вопросов экологии, социальной политики, улучшения транспортной инфраструктуры России. Природный газ – это топливо будущего. У нас его запасы практически неограниченны, стоимость его невысока, и переход на этот тип топлива – шаг логичный и глубоко обоснованный. В первую очередь на него необходимо перевести общественный и легкий коммерческий транспорт, магистральные тягачи, железнодорожный транспорт и сельскохозяйственную технику. Только, – как лишний раз показывает ситуация, сложившаяся сегодня в Санкт-Петербурге с транспортной реформой, – делать это нужно не наобум, а в соответствии с четким планом, соразмеряя предпринимаемые шаги с имеющимися ресурсами».

В ходе форума обсуждалось формирование генеральной схемы размещения объектов малотоннажного производства СПГ и объектов его реализации в качестве газомоторного топлива на ключевых автомагистралях, а также внедрение концепции развития многотопливных заправочных станций, включающих в себя заправку компримированным и сжиженным природным газом, электричеством и в перспективе водородом для обеспечения связности российских территорий для потребителей альтернативных видов моторного топлива. Обсуждалось также развитие базовой сети АГНКС (заправки КПГ) в городских агломерациях. Сейчас в России таких заправок явно недостаточно: по данным Минэнерго России по итогам 2021 года — 734, а к концу 2022-го прогнозируется увеличение их числа до 892.

Эксперт ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Алексей Трибунский отметил, что создание этих объектов транспортной инфраструктуры будет субсидироваться, но поддержку получат только проекты, обеспеченные земельным участком и техническими условиями присоединения к газу. «Мы по максимуму будем уходить от ситуации, когда регион заявляет, что построит, условно, двадцать объектов и начинает процесс не ранее января», - подчеркнул он.

С привлечением субсидий в России за последние три года было построено 228 станций, переоборудовано свыше 20 тысяч автомобилей, увеличено производство техники на метане. Для обеспечения плановых показателей государственной программы к 2024 году количество газозаправочных объектов и транспорта на метане должно вырасти вдвое.

Исполняющий обязанности генерального директора «Газпром газомоторного топлива» Денис Корниенко отметил растущий интерес к отрасли частных операторов. «Частные компании сейчас инвестируют в строительство АГНКС без государственной поддержки, - отметил он. - Если она будет распространяться и на регионы, не включенные в Перечень субсидируемых, мы сможем значительно ускорить темпы развития отрасли и сделать газомоторное топливо более привлекательным».

Также в резолюции Газомоторного форума рекомендуется введение определенных преференций для транспорта, использующего в качестве топлива компримированный, или сжиженный природный газ. В первую очередь необходимо освободить транспорт на природном газе от транспортного налога для всех субъектов Российской Федерации за счет внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, отменить для такого транспорта плату за пользование платными автомобильными дорогами, а также плату в системе «Платон», а в в правилах безопасности дорожного движения предусмотреть для владельцев транспорта на природном газе право бесплатного пользования городскими парковочными местами, возможность проезда по выделенным линиям, въезд в «Экологические зоны» без ограничений.

Для ускорения развития рынка газомоторного топлива в сегодняшней сложной экономической ситуации рекомендовано установить нулевой размер ввозных таможенных пошлин для компонентов, используемых для производства транспорта и техники на природном газе, на срок до конца 2022 года и оказать всемерную поддержку промышленным предприятиям, осуществляющим проекты по импортозамещению производства компонентов для транспорта и техники на КПГ и СПГ.

«Это позволит бизнесу и людям экономить на энергоресурсах на фоне роста стоимости логистики и затрат на другие товары, - считает руководитель проекта перевода автотранспорта на альтернативные виды топлива ПАО «Алроса» Руслан Макаров.

«Предложения отрасли логичны и разумны, особенно в свете нынешней геополитической ситуации», - считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Министерство энергетики и Министерство финансов Российской Федерации инициативы, сформулированные в резолюции II Газомоторного форума, готовы рассмотреть в ближайшее время.

Источник: EXPOCLUB.ru, 25.04.2022

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики