Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяная «Дружба» Белоруссии (аудио)

Нефтяная «Дружба» Белоруссии (аудио)

Россия возобновила экспорт нефти в Белоруссию

Наполнение «Дружбы»

В Белоруссию возвращается большая российская нефть. Ночью 26 января часть ее уже была доставлена на нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, а утром — в Новополоцке. И это за последний месяц с небольшим, пожалуй, самая приятная для республики новость. Если, конечно, не считать победу Александра Лукашенко. Хотя, даже если не брать во внимание то, чем она закончилась для оппозиции, слишком радостной ее не назовешь. Да, и новостью тоже. Поскольку у народа уже попросту не осталось сил радоваться неизбежному.

Возвращение нефти — это совсем другое дело. И, может быть, население не сразу ощутит это экономически, но политически — наверняка. Ведь это значит, что Россия с Белоруссией, даже не смотря на Лукашенко. Это значит, что у нашей «Дружбы» снова есть реальное наполнение. Пусть пока речь идет только о нефтепроводе с таким названием.

Напомним, что Россия с 1 января приостановила поставки в Белоруссию до заключения новых контрактов по цене на беспошлинную нефть. Экспортная накрутка исчезла с начала этого года. Так договорились. В обмен Россия будет получать сборы с экспортируемых из Белоруссии нефтепродуктов. То соглашение устроило всех, но стороны никак не могли определиться со стоимостью чистой нефти. И только после того, как Владимир Путин в Москве встретился с коллегой Михаилом Мясниковичем, стало ясно: контракт будет. Подписали его 25 января. А уже 26 числа Белоруссия получила сырье. И это значит, что долгий нефтяной спор, местами переходящий на личности, завершился.

Для Лукашенко было принципиально важно, чтобы нефть пошла именно сейчас, до конца этого месяца. И дело не только в том, что запасов сырья на местных нефтеперерабатывающих заводах оставалось только на четыре-пять дней. И это при минимально допустимой загрузке. Хотя этот дефицит уже указывал на непросчитанный авантюризм Лукашенко, в какой-то момент отчего-то решившего, что венесуэльской нефти ему вполне хватит, чтобы восполнить российский недостаток. Не хватило. Как предсказуемо не хватило и политического запаса прочности.

Именно поэтому, настаивают аналитики, официальному Минску пришлось пойти на все условия Москвы. Впрочем, какими бы они ни были, для Белоруссии это в любом случае плюс. Она пополнилась и сырьем, и деньгами. Ведь нефть без пошлины — это, как сказал Владимир Путин, четыре с лишним миллиарда долларов, освобожденных для белорусского бюджета. Их можно называть субсидией, как сделал это российский премьер. Можно — экономией. Но это, как ни крути, сумма, которая теперь, как минимум, не вылетит в трубу. Во всяком случае, в трубу нефтяную. Белоруссии теперь остается только этими миллиардами умело распорядиться.

Но речь, еще раз отметим, идет не только о практической экономике. Для Лукашенко это политика. Тридцать первого января министры иностранных дел стран ЕС наверняка введут против Белоруссии санкции. Как бы сейчас не бахвалился батька, но это удар. И не важно, что по имиджу (там все равно уже клейма ставить негде), но и по хозяйству, по стране. Поддержка же России — а поставки беспошлинной нефти нужно квалифицировать только так — для Минска это возможность не только смягчить европейский удар, но и признак того, что страна не останется в одиночестве.

Каждый раз, когда находится самое просто решение затянувшихся споров, остается только один вопрос: а ради чего, собственно, все это было? Вряд ли в Белоруссии сейчас смогут на него ответить. А надо бы. Ведь тогда они точно будут знать, ради чего не стоит это повторять. Ведь в результате, скажем так, опрометчивой политики Лукашенко страна чуть было не оказалась на грани энергетического коллапса. Сейчас российская нефть вернулась. Это значит, что, как минимум, одной проблемой в наших отношениях стало меньше. Что, впрочем, еще совсем не настраивает осторожных экспертов на оптимизм. Ведь главная проблема в Минске остается. По крайне мере, на ближайшие пять лет.

Тему продолжит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: В Белоруссию возвращается российская нефть. Можно ли считать конфликт исчерпанным?

Симонов: Надеюсь, что действительно нас в этом году больше не ждет никакое обострение. Хотя, будем откровенны. Имея такого непростого партнера, как Белоруссия, всегда надо быть готовым к худшему. Тем более что все-таки у нас не согласованы газовые поставки. Я говорю о том, что по нефти мы вроде как нашли компромиссное решение. Но по другим вопросам проблемы еще остаются. А значит, возможны какие-то обострения.

Кстати, о нефти. Если мы отмотаем на год назад, в начале 2010 года мы тоже согласовали схему поставок, что Белоруссия получает чуть более 6 миллионов тонн нефти, необходимой для ее собственных нужд, без пошлин, а дальше начинает эти пошлины платить. Белоруссия согласилась. Но когда она исчерпала квоты беспошлинных поставок, она потребовала к этой теме вернуться.

Соглашение 25 января 2011 года предполагает, что Белоруссия будет платить определенную премию — более 40 долларов за тонну к российской цене на нефть. Неизвестно, долго ли Белоруссия выдержит? И не приведет ли это к тому, что где-нибудь через полгодика Лукашенко постарается переиграть условия договора, который мы согласовали, достигли?

Шейнкман: Говорят о том, что условия договора больше выгодны России, учитывая, что Белоруссия оказалась в затруднительном положении. Это действительно так? И можно ли в этом вопросе рассуждать такими категориями «кто выиграл», «кто проиграл»?

Симонов: Именно в этой истории, последней, Россия, конечно, выиграла. Потому что установлена премия, как я сказал, более 40 долларов к цене тонны нефти. Это означает, что мы дополнительно можем заработать более миллиарда долларов. Конечно, это соглашение нам выгодно.

Но если мы рассмотрим всю историю переговоров, то мы понимаем, что в целом мы пошли на определенные уступки Белоруссии. Россия заложила очень выгодные для Белоруссии условия. Если переводить эти условия в деньги, то бонус для Белоруссии составит примерно чуть более четырех миллиардов долларов в год. Так что, в общем то, здесь в целом мы все-таки пошли на уступки нашим партнерам по единому таможенному пространству. Хотя то, что было подписано 25 января, конечно, подписано в пользу России.

Автор: Михаил Шейнкман

Источник: Голос России, 26.01.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики