Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Труба раздора: газопровод GIPL может оставить без газа Латвию и Эстонию

Труба раздора: газопровод GIPL может оставить без газа Латвию и Эстонию

Заполнение будет крайне затруднено из-за высоких цен на голубое топливо в Европе

Польские компании PGNiG и Gaz-System заявили о приостановке сотрудничества с «Газпромом» с 27 апреля. Между тем с 1 мая заработает достроенный несколько месяцев назад газопровод GIPL (Gas Interconnection Poland — Lithuania), соединяющий Польшу и Литву. Ранее планировалось, что GIPL будет готов к работе в середине 2022 года, но его вводят в строй даже с некоторым опережением. Обе страны с самого начала возлагали на данный трубопровод большие надежды, связанные с дальнейшим избавлением от «энергетической зависимости» от России. В нынешних же условиях, когда страны ЕС заявляют о желании отказаться от российских ресурсов, GIPL привлекает к себе особенно сильное внимание. Но вот найдутся ли у Польши и Литвы ресурсы для того, чтобы заполнить этот трубопровод «демократическим» газом? И не послужит ли GIPL инструментом отбора Польшей голубого топлива у стран Балтии? Подробности — в материале «Известий».

Хранилища полны на 80%

В конце нынешнего года истечет долговременный срок договора Польши с «Газпромом», который Варшава не собиралась продлевать. Более того, поляки заранее уверяли, что с 2023 года не будут приобретать российский газ даже по краткосрочным контрактам. Впрочем, на фоне нынешних геополитических сдвигов Польша лишается доступа к российскому газу еще раньше. Чем же восполнить эту потерю? Страна потребляет 20–21 млрд куб. м газа в год, но собственная его добыча на польской территории составляет лишь около 6 млрд. Еще порядка 5 млрд отвели терминалу сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце (ожидается, что к концу 2023 года его мощность достигнет 8,2 млрд куб. м). Также Варшава планирует, что с 1 октября заработает газопровод Baltic Pipe, посредством которого в Польшу хлынет газ с норвежского шельфа. Изначальную его мощность рассчитали в 10 млрд куб. м в год, а с 2023 года добавится еще 2,5 млрд куб. м газа, гарантированного на основе лицензий, принадлежащих госпредприятию PGNiG и польской компании Lotos.

Введение в эксплуатацию GIPL — событие из того же ряда, еще одна веха в построении «польской энергетической империи». Что же именно собой представляет этот объект? Общая протяженность магистрального газопровода (МГП) GIPL составляет 508 км, из которых 165 км проложены по территории Литвы и 343 км — по польской земле. На литовской стороне начальная точка подключения газопровода находится возле газокомпрессорной станции «Яуниунай» недалеко от Вильнюса. В Польше же GIPL подключен к газонасыщенным компрессорам станции «Холовчице».

Трубопровод ударными темпами строился с начала 2020 года — невзирая на ограничения, связанные с пандемией коронавируса. В Варшаве и Вильнюсе выражают по поводу его достройки бурную радость. «GIPL соединит страны Балтии и Финляндию с газовой сетью Евросоюза — через газопровод между Эстонией и Финляндией Balticconnector. GIPL увеличит количество доступов к альтернативным источникам газа в Балтийском регионе и обеспечит безопасность поставок газа и конкуренцию. В настоящее же время страны Балтии и Финляндия могут покупать материковый газ только у России», — заявляют в литовской газотранспортной компании Amber Grid.

По первоначальным расчетам ежегодные объемы транспортировки газа в Прибалтику по GIPL могут составить до 27 тераватт-часов и до 21 тераватт-часа в год — в направлении Польши. Для понимания контекста нужно отметить, что глава польского оператора Gaz-System Томаш Стемпень заявил, что их хранилища заполнены почти на 80%.

«У нас исторический уровень заполнения хранилищ. Каждый день мы закачиваем в них большое количество газа. У нас есть входы на западе, у нас есть терминал СПГ, способный в кризисных ситуациях подавать почти 1 млн куб. м в час, у нас отечественная добыча около 6 млн куб. м в сутки, у нас небольшое соединение с Чехией, у нас в принципе готов газопровод в Литву с пропускной способностью 210 тыс. куб. м в час», — сказал чиновник, добавив, что при нынешней теплой погоде потребление упало до 50 млн куб. м в сутки.

Действительно, польские запасы газа сейчас находятся на рекордно высоком уровне. По имеющимся данным, если, к примеру, немецкие хранилища заполнены на 33%, то польские — на 75%, в них находится 2,6 млрд куб. м (тогда как год назад запасы были вдвое ниже). Отчасти это объясняется более низким потреблением газа в Польше из-за более теплой погоды во время прошедшего отопительного сезона. С другой стороны, Польша до последнего момента «снижала закупки» российского газа весьма условно. Так, с 1 октября по 24 апреля государственная компания PGNiG получила от «Газпрома» 6,3 млрд куб. м, что на 1,5 млрд меньше, чем в предыдущем отопительном сезоне. Однако разницу покрыли не столько поставки СПГ, рост которых за семь месяцев составил менее 500 млн куб. м. Значительные объемы российского газа Польша перекупила у немецких трейдеров. Реверсом PGNiG получила по газопроводу Ямал–Европа более 1 млрд куб. м. Особенно масштабные поставки производились в январе, когда польской госкомпании было выгодно из-за формулы контракта покупать российский газ у других клиентов «Газпрома».

А что потом?

На ближайшее время поляки себя обеспечили. А что потом, по прошествии нескольких месяцев? Специалисты не исключают, что Варшава через какое-то время после разрыва с «Газпромом» может столкнуться с недостатком газа даже для собственных нужд — не то, что им торговать. Сейчас в польской государственной компании PGNiG самоуверенно заявляют, что посредством GIPL они смогут получить доступ к новым рынкам сбыта, на которые они будут направлять газ не только с норвежского шельфа, но и с СПГ-терминалов в Свиноуйсьце и Гданьске. Но вот только где они его возьмут?

Ранее бывший министр климата и окружающей среды Польши Михал Куртыка хвастливо заявил, что Польша способна стремительно сократить импорт газа из России на 50% и полностью отказаться от него в течение года. Куртыка считает, что нужно думать о поставках из Ирана (но для этого необходимо снятие санкций с этого государства) и Саудовской Аравии. Всё это пока мечты, а что на практике? Пока что газа собственной добычи с норвежского шельфа для заполнения трубопровода Baltic Pipe полякам однозначно не хватает. «Даже увеличив добычу газа на шельфе Норвегии до 2,5 млрд куб. м в год, PGNiG заполнит МГП Baltic Pipe лишь на 25%, что означает, что PGNiG придется докупать значительные объемы газа в Норвегии и Дании. Еще в октябре 2020 года PGNiG договорилась с датской Orsted о поставках с 2023 года в Польшу газа, в том числе с месторождения «Тайра» (Tyra) на шельфе Дании, в объеме порядка 1,3 млрд куб. м в год», — отмечает экономист Елена Алифирова.

Но даже тут не всё ладно: месторождение «Тайра» сейчас не действует потому, что находится на реконструкции. Его собирались вновь ввести в эксплуатацию 1 июля 2022 года, но из-за разных сложностей, обусловленных пандемией COVID-19, эту дату пришлось отложить на 1 июня 2023 года.

«Даже если не брать в расчет задержку с возобновлением добычи газа на месторождении «Тайра», суммарно PGNiG получит 3,8 млрд куб. м в год газа, а гарантированный уровень заполненности МГП Baltic Pipe газом приблизится к 40%. Недостающие объемы газа для МГП Baltic Pipe PGNiG придется докупать, скорее всего, на споте или по краткосрочным контрактам, что рискованно с точки зрения доступных объемов газа и влияния волатильности цен», — констатирует Алифирова.

Она добавляет, что неоднозначные экономические перспективы МГП GIPL могли бы улучшить поставки газа в Финляндию, но и тут возникли трудности. «Финляндия в 2018 году договорилась с Эстонией и Латвией о сотрудничестве по формированию функционирующего по единым правилам газового рынка без Литвы, получив возможность доступа через Balticconnector и ГТС Эстонии и Латвии к мощностям латвийского Инчукалнского подземного хранилища газа (ПХГ). Для Финляндии, не имеющей своих ПХГ из-за преимущественно гранитных грунтов на территории, это расширило возможности маневра в зависимости от рыночной конъюнктуры, хотя отношения с «Газпромом» у Финляндии складываются вполне позитивно. В этом раскладе МГП GIPL для поставок газа в Финляндию представляется излишне сложным и накрученным маршрутом», — считает Елена Алифирова.

В этой ситуации может получиться так, что поляки пожелают использовать газопровод GIPL не для того, чтобы гнать голубое топливо на продажу в Литву, а, напротив, применять его для покупки газа в Литве. В литовской Клайпеде с конца 2014 года находится свой собственный плавучий СПГ-терминал Independence (газ сюда поступал из США, Норвегии и России, но недавно Литва отказалась от услуг российского «Новатэка). В 2021 году именно отсюда, из Клайпеды, поставлялось 62% всего потребляемого в Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии газа. Мощностями клайпедского терминала пользовались всего семь крупных предприятий: четыре из Литвы, два из Эстонии и одно из Норвегии. Но сейчас говорят о том, что большая часть мощностей единственного пока прибалтийского терминала сжиженного природного газа будет работать именно на Польшу благодаря наличию GIPL.

А как же мы?

Наличие трубопровода GIPL ставит в трудное положение Латвию и Эстонию. Ведь все страны Балтии единогласно заявили о готовности отказаться от российского газа. «Мы — первая страна ЕС, которая получила независимость от российских поставок. И это — результат долгосрочной энергетической политики и своевременных инфраструктурных решений», — торжественно сказал министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.

— Это их политическое кредо, смазанное небольшой и даже сокращающейся на фоне высоких цен потребностью в газе, — говорит заместитель директора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, — Объемы продаж российского газа в Литву последние пару лет и так были мизерные. Гораздо важнее стабильный транзит в Калининградскую область.

Теперь по идее российский газ может прийти в Литву через GIPL из Польши, которая перепродаст ей собственные объемы, выкупленные у «Газпрома». Ведь побывав на польской территории, российский газ вроде бы уже и не российский. При этом у Вильнюса по-прежнему остается возможность закупать российское голубое топливо относительно незаметно через прибалтийскую газовую биржу GET Baltic. Плюс к этому, естественно, Литовская Республика будет пользоваться своим СПГ-терминалом в Клайпеде. Тем более что осуществленная по настоянию самих клиентов привязка контрактов «Газпрома» к биржевым котировкам Европы привела к тому, что цена российского трубопроводного топлива с конца прошлого года значительно выросла и литовским потребителям может быть выгоднее покупать именно СПГ.

А вот соседям литовцев по прибалтийскому региону может прийтись куда труднее. Ведь с отказом от поставок из России Латвию и Эстонию может обеспечить необходимым объемом газа лишь терминал в Клайпеде. Но тут встает вопрос цены и пропускных способностей. Мощность терминала составляет 40 тераватт-часов в сезон. Из них потребление Литвы за сезон — 20 тераватт-часов, Латвии — 10 тераватт-часов, Эстонии — 5. По словам замгоссекретаря минэкономики Латвии Эдийса Шайцанса, проблема здесь в том, что мощность терминала в Клайпеде составляет 122 гигаватт-часа в день, а пропускная способность межсоединения между Литвой и Латвией — 67 гигаватт-часов в день.

«Но уже ведется работа над повышением его пропускной способности», — обнадежил Шайцанс. По его словам, в нынешнем году пропускная способность литовско-латвийского межсоединения достигнет 130 гигаватт-часов в день, а это значит, что можно будет использовать весь потенциал терминала.

При этом в Таллине беспокоятся, что запуск интерконнектора GIPL приведет к тому, что большая часть мощностей единственного прибалтийского терминала СПГ в Клайпеде будет работать на Польшу. Поэтому у эстонских компаний может не оказаться возможности получать через Клайпеду газ даже в прежних, явно недостаточных для обеспечения всей страны объемах. Ведь Польша давно уже планировала отказаться от российского газа, а законтрактованные объемы СПГ в Катаре и США составят более 12 млрд куб. м в год. Из них действующий польский терминал в Свиноуйсьце сможет принять прямо сейчас, как уже было указано выше, только 5 млрд куб. м.

Еще Варшава планирует задействовать новый терминал в Гданьске. Его начальная мощность составит до 6,1 млрд куб. м в год, а к концу 2023 года, как ожидается, — 8,2 млрд куб. м. В таких условиях поляки могут возложить дополнительную нагрузку на терминал в Клайпеде, наплевав на потребности Латвии и Эстонии. Так что в этих странах решили обзавестись собственными СПГ-терминалами, разместив их в портах Палдиски и Скулте. Но это — вопрос затрат и времени.

На днях стало известно, что GIPL планируют ввести в эксплуатацию с 1 мая. На платформе GSA состоялся аукцион по продаже мощностей нового на первый месяц работы. Операторы двух стран предложили 5,86 млн куб. м в сутки в обе стороны. Однако пока GIPL забронировали на объем в тысячи раз меньше — в 2 тыс. куб. м в сутки. В связи с этим Алексей Гривач отмечает, что сейчас заполнение GIPL будет крайне затруднено из-за высоких цен на газ в Европе и у самого «Газпрома» по долгосрочным контрактам. Ну а в дальнейшем этот трубопровод способен сыграть важную роль в перераспределении долей газового «пирога», который стал сейчас в ЕС таким дефицитным…

Автор: Алексей Виноградов

Источник: Известия, 28.04.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики