Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяное эмбарго и отключение Сбербанка от SWIFT. Евросоюз обсуждает шестой пакет санкций

Нефтяное эмбарго и отключение Сбербанка от SWIFT. Евросоюз обсуждает шестой пакет санкций

Каждая страна поддерживает безболезненные для нее санкции, у государств ЕС разные интересы, говорят эксперты. Насколько новые санкции будут ощутимы?

Правительство Германии поддержало планы Евросоюза на введение эмбарго на импорт нефти из России. Позиция ФРГ поменялась после заявления правительства о сокращении импорта нефти из России с 35% до 12% после начала спецоперации на территории Украины.

ЕС собирается ввести эмбарго на российскую нефть к концу года, постепенно ограничивая импорт, говорят осведомленные источники Bloomberg. Кроме того, новый санкционный пакет может предусматривать отключение Сбербанка от SWIFT. Окончательное решение будет принято на следующей неделе на встрече послов ЕС.

Комментирует начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», член Ассоциации владельцев облигаций Олег Абелев:

«Любые санкции не выгодны никому. Да, это неприятный момент, но с точки зрения финансового влияния на деятельность Сбербанка гораздо серьезнее, я думаю, повлияли блокировки валютных корсчетов за рубежом, в том числе долларовых и евровых, а не столько уход именно из европейской зоны. Большое количество клиентов банка — физические лица. Это вообще никак не отразится на их повседневной жизни, потому что SWIFT имеет отношение только к тем операциям, которые обслуживают международные расчеты и внешнеторговые сделки. А что касается юрлиц и других банков, которые занимались внешнеторговой деятельностью, — есть определенный риск того, что эти торговые операции могут быть временно прекращены. Центральный банк России уже довольно давно развивает Систему быстрых банковских сообщений. На пространстве дружественных стран, скорее всего, в случае отключения российских банков от SWIFT будет плавно осуществляться переход на эту систему. SWIFT — это частная организация, она не горела большим желанием отключать сразу все российские банки. По всей видимости, это был предмет торга, чтобы не все разом отключать российские банки, а делать это поэтапно. С «недружественными» банками и так не будет никаких межбанковских взаимоотношений, а с банками из дружественных стран, по всей видимости, их будет меньше, достаточно быстро придется внедрять эту Систему быстрых банковских сообщений как альтернативу SWIFT. Для многих контрагентов ситуация осложнилась тем, что ряд сделок стал идти гораздо медленнее. И многие банки частично утратили часть своего капитала, валютные операции в валютах недружественных стран теперь проводиться не могут».

Это уже шестой пакет санкций, вводимый ЕС после начала спецоперации России на территории Украины. Единства, какие именно ограничения будут наложены на российский импорт, пока нет. Поэтому европейцы прибегают к двухступенчатым санкциям, поясняет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Подобные сроки они называют потому, что сейчас у них своеобразная безвыходная ситуация. То есть, с одной стороны, вся обстановка подталкивает к принятию новых санкций против России. Существенные санкции против России следующей волны могут быть только те, которые ограничивают закупку российской нефти. Европейцы проповедуют принцип двухступенчатых санкций сейчас. То есть они, с одной стороны, сначала ограничивают свои компании неформально, то есть заставляют свои компании постепенно и добровольно отказываться от закупки российского углеводорода, как это было с углем. Потом видят, как быстро проходят процессы обмена рынками, когда Россия все больше отправляет на азиатские рынки, а тот, кто был на азиатских рынках, присылает, наоборот, в Европу свои товары. И экстраполируют этот темп обмена рынками на будущее и примерно прикидывают, когда он в основном будет заканчиваться. К 1 января 2023 года можно будет либо срок подрегулировать, если будет какой-то жесткий дефицит, либо, если будет подписан какой-то документ, урегулирующий конфликт на Украине, можно будет отменить эти санкции, то есть сказать, что да — санкции достигли своей цели. Это попытка Европы сохранить лицо: вроде и санкции применять, а вроде надежда на то, что в реальности они действовать не будут».

Франция, которая практически не зависит от российских нефти и газа, активно выступает за запрет их импорта в ЕС. Послы ЕС и Еврокомиссия также обсуждали санкции против атомной промышленности России. Ограничение импорта может серьезно повлиять на атомную промышленность ЕС, так как Россия является вторым по величине поставщиком урана для стран союза. Запрет поддержали Германия, Польша и страны Прибалтики, которые почти не зависят от поставок российского урана. Зато Франция и страны Восточной Европы, зависящие от российских поставок, не выступили за это эмбарго.

Комментирует научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО Павел Тимофеев:

«Я думаю, что этот вопрос будет предметом двусторонних соглашений, двусторонних переговоров Германии и Франции. Понятно, что, как правило, если есть некие противоречия по каким-то вопросам, то они предпочитают их не демонстрировать на публике, они предпочитают их, как правило, решать за закрытыми дверями. Ну, или если они не решаются, то как минимум не афишировать, и даже если эта информация просачивается в прессу, то не делать из этого трагедию».

ЕC хочет отказаться от двух третей поставок газа из России. Исследовательский центр Юлиха считает, что Евросоюзу придется на недели остановить промышленность для выполнения этого плана. Как отмечает Der Spiegel, отказ Евросоюза от примерно 100 млрд кубометров российского газа невозможно компенсировать дополнительными поставками из других стран. The Washington Post пишет, что серьезных альтернатив российскому газу, которые позволят Европе избежать серьезных экономических проблем будущей зимой, нет.

Отмена антироссийских санкций возможна только в случае вывода войск РФ с территории Украины, сказала глава МИД Германии Анналена Бербок в интервью газете Bild am Sonntag.

Источник: BFM.RU, 01.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики