Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газу для «Северного потока – 2» нашли новых потребителей

Газу для «Северного потока – 2» нашли новых потребителей

Россия решила задействовать для внутренних нужд неиспользуемые на российской территории газопроводы, построенные под проект морского «Северного потока – 2». Эти трубы помогут развитию газоснабжения в северо-западных регионах страны. При этом заявление Газпрома наполнено оптимизмом вокруг судьбы самого «Северного потока – 2». Есть ли шансы, что этот газопровод будет когда-нибудь запущен в эксплуатацию?

Газпром решил задействовать российские сухопутные газотранспортные мощности проекта «Северный поток – 2» для развития газоснабжения регионов Северо-Запада России. Об этом сообщила компания в своем официальном Telegram-канале. Если Германия возобновит проект «Северного потока – 2», то она не сможет рассчитывать на его полную мощность до 2028 года, добавил Газпром.

Двухниточный газопровод мощностью 55 млрд кубометров газа в год готов, обе нитки заполнены технологическим газом, и в любой момент по нему можно начать качать газ. Однако даже после строительства трубы ее сертификация затягивается. А после признания России ДНР и ЛНР и начала спецоперации на Украине, сертификация была и вовсе заморожена Германией.

Газпром решил, что раз «Северный поток – 2» не используется, то он может задействовать часть инфраструктуры на российской территории для прокачки газа для внутренних потребителей. Пропускная мощность каждой нитки двухниточного «Северного потока – 2» составляет 75 млн кубометров в сутки. Соответственно, одну нитку на 75 млн кубометров решили использовать для распределения газа по регионам Северо-Запада России. В России существует программа догазификации регионов.

В частности, по газификации СЗФО в 2021–2025 годах планируется построить 288 новых объектов распределительной инфраструктуры, газифицировать 688 населенных пунктов и на 100% газифицировать Ленинградскую область. В декабре 2020 года подписан масштабный план газификации Карелии. Здесь уровень газификации на начало 2020 года составлял всего 7,9% – это крайне мало, учитывая, что средний уровень газификации по стране составляет 72%.

«Чем севернее регион, тем ниже уровень газификации. В Ленинградской области показатели еще более-менее нормальные, а вот почти нулевой уровень не только в Карелии, но и в Архангельской, Мурманской областях, в Коми. Логика «Северного потока – 2» такова, что мы поставляем газ с Ямала по самому короткому пути. Поэтому газопровод проходит по более северным территориям», – объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Речь идет о газопроводах Бованенково – Ухта, Ухта – Грязовец, Грязовец – Усть-Луга. В Усть-Луге планировалось подавать газ в морскую трубу «Северного потока – 2», которая находится на дне Балтийского моря. Трубы выходят на берег Германии.

Теперь часть мощностей будут задействованы для поставок газа внутренним потребителям, а не европейцам. Для этого, говорит Юшков, потребуется построить трубопроводные ответвления на крупные города, газифицировать их, построить распределительную инфраструктуру, создать спрос: например, построить новые газовые электростанции или перевести старые на газ. На это уйдет, скорее всего, не один год.

«Газпром пытается найти новый смысл для российских труб, которые мы построили, а они лежат в земле и никому не нужны. Чтобы не списывать убытки, Газпром решил использовать их для внутренних нужд», – говорит Юшков.

 

Любопытно, что в своем заявлении Газпром намекает на то, что «Северный поток – 2» еще рано списывать со счетов. Газпром сохраняет возможность запуска как минимум одной нитки трубопровода. При этом по правилам ЕК «Северный поток – 2» не мог бы работать на полную мощность в 55 млрд кубометров газа в год. Ему было бы разрешено качать лишь половину объема – 27,5 млрд кубов. Газпром пытался найти способ обойти эти жесткие правила обновленной Газовой директивы ЕС, однако шансы изначально были невелики. Теперь они нулевые. Газпрому даже в суде не дадут высказаться на этот счет. Буквально в конце апреля арбитражный трибунал в Канаде отменил запланированные на конец июня 2022 года слушания по спору о применении к «Северному потоку – 2» обновленной Газовой директивы ЕС по просьбе Nord Stream 2 AG, оператора проекта.

Есть ли основания для того, что «Северный поток – 2» может заработать? «Сегодня с учетом геополитической обстановки и высокого уровня напряженности, вероятность такого сценария крайне низкая. Вместе с тем определенные шансы для запуска газопровода остаются», – рассуждает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

По его словам, это станет возможным, например, когда Россия и ЕС преодолеют напряженность, на что потребуется больше года. «Например, через два-три года «Северный поток – 2» может начать поставки газа напрямую в Германию, если Россия откажется от украинского транзита после 2024 года», – рассуждает Громов. В 2024 году как раз заканчивается транзитный контракт с Украиной, по которому Газпром обязан прокачивать ежегодно 40 млрд кубометров газа. Если стороны не подпишут новый контракт, то никаких обязательств по украинскому маршруту у Газпрома больше не будет. Ход будет на стороне ЕС.

Сможет ли Европа за два года снизить потребность в российском газе на 40 млрд кубометров, которые нынче идут по украинскому маршруту? «Европейцы говорят, что хотят резко сократить потребление российского газа уже в этом году. Но это совершенно не очевидный факт, поэтому посмотрим, что у них получится. Существенное и реалистичное замещение российского газа возможно на горизонте пяти-семи лет, то есть не раньше 2027-2030 годов. До этого момента может использоваться «Северный поток – 2», – говорит Громов.

Поэтому в конце 2024 года Европа может встать перед выбором: сократить закупки российского газа на 40 млрд кубов или запустить «Северный поток – 2» вместо украинского маршрута. Многое, конечно, будет зависеть от отношений Украины и ЕС с Россией на тот момент.

Но есть вариант, при котором «Северный поток – 2» начинает работать не через два года, а значительно раньше – уже в этом году.

«В современных реалиях газопровод может быть запущен в работу только в случае экстремальной ситуации на европейском рынке», – говорит Юшков. Например, рассуждает он, по той или иной причине сейчас останавливаются поставки газа в Европу. Это может произойти, если предположить, что все европейские страны откажутся переходить на рублевые расчеты за газ. Тогда остаток весны и все лето ЕС будет жить без российского газа. Худо-бедно, сократив потребление газа, низкий сезон Европа пройти сможет. Есть же другие трубопроводные поставщики – Норвегия, Азербайджан, Алжир плюс СПГ. Но вот в сентябре-октябре ЕС придется договариваться с Газпромом о возобновлении поставок газа, потому что на носу осенне-зимний отопительный сезон. А газа в подземных хранилищах Европа не накопила, что делается обычно весной и летом. К тому моменту и ситуация на Украине может измениться.

 

Юшков предполагает, что между Газпромом и ЕС может быть подписан «зимний пакет» о возможности использования газа в отопительном сезоне в больших, чем обычно, объемах, которые невозможно будет поставить без запуска «Северного потока – 2».

«Если Европа войдет в отопительный сезон с полностью опустошенными подземными хранилищами газа, то зимой они будут ежесуточно импортировать в разы больше. В условиях зимы обычно увеличивается и отбор из подземных хранилищ, и импорт газа тоже возрастает. Но в этот раз второго источника газа в виде подземных хранилищ не будет. А поэтому может возникнуть потребность в «Северном потоке – 2». Однако после окончания зимнего сезона Европа может снова остановить трубу», – рассуждает эксперт ФНЭБ. Но если кризисной ситуации в Европе не возникнет, шансы запустить «Северный поток – 2» в ближайшие годы будут крайне низкими.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 05.05.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики